|
Храм украшен по бокам полутораметровыми лепными масками, демонстрирующими солнечного бога, который меняет свои обличья в течение дня. На восходе, поднимаясь из Карибского моря, он похож на акулу. В полдень это древнее косоглазое чудовище, пьющее кровь, а на закате - ягуар, пробуждающийся в джунглях и выходящий на ночную охоту.
В джунглях Гватемалы обнаружен давно потерянный Храм Ночного Солнца майя, украшенный гигантскими масками божеств в виде акулы, кровопийцы и ягуара. В отличие от относительно централизованных империй ацтеков и инков цивилизация майя, охватывавшая значительные части современных Гватемалы и Белиза, а также мексиканского полуострова Юкатан, представляла собой довольно свободное скопление городов-государств.
Только в 1990-х годах археологи и историки стали постепенно понимать, что одни царства майя имели более важное значение, чем другие. И государство Эль-Соц, располагавшееся на территории Гватемалы, входило в число небольших царств. Однако в 2010 году учёные, работавшие на макушке холма рядом с центром древнего города, открыли 13-метровую пирамиду «Дьябло». На её вершине они нашли царский дворец и гробницу, принадлежавшую, возможно, первому правителю, жившему с 350 по 400 год.
Примерно в то же время Стивен Хьюстон из Университета Брауна (США) и его коллеги обнаружили за царской гробницей первые намёки на Храм Ночного Солнца. После двух лет работы специалисты наконец смогли сделать официальное заявление.
Храм украшен по бокам полутораметровыми лепными масками, демонстрирующими солнечного бога, который меняет свои обличья в течение дня. На восходе, поднимаясь из Карибского моря, он похож на акулу. В полдень это древнее косоглазое чудовище, пьющее кровь, а на закате - ягуар, пробуждающийся в джунглях и выходящий на ночную охоту.
Г-н Хьюстон отмечает, что в культуре майя солнце тесно связано с понятием начала, отсюда и гипотеза о том, что человек, похороненный в гробнице рядом с храмом, был первым правителем Эль-Соца.
Археологи также обнаружили намёки на то, что последующие поколения добавляли к храму новые слои, рассматривая здание как живое существо. Например, нос и рот масок, находящихся в старых, более глубоких слоях систематически уродовались. «Очень трудно найти изображение царя майя, которое избежало бы повреждения глаз и носа, - говорит г-н Хьюстон. - Думаю, дело не в стремлении изувечить, а скорее в необходимости "дезактивировать" покойного правителя. Маска как бы выключалась перед тем, как создать новую маску. Это не акт неуважения, скорее наоборот».
Стоит отметить, что впервые учёным попались изображения солнечного бога на разных стадиях вместе. Кроме того, храм на удивление хорошо сохранился. Обычно майя строили новое на остове старого, а рабочие Эль-Соца, напротив, укрепляли нижние слои землёй и камнями, прежде чем возводить верхние.
Специалисты обращают внимание и на мастерство, с каким изготовлены маски. Они сильно выдаются на фоне храма и при этом умудряются не падать. По словам г-на Хьюстона, маски были выкрашены ярко-красным пигментом, который особенно сильно бросался в глаза на восходе и закате. Благодаря всему этому, а также своему высокому положению маски были видны издалека, в том числе в соседнем Тикале - более мощном и старинном царстве, которое, скорее всего, то поглощало Эль-Соц, то оставляло его в покое в зависимости от разных обстоятельств.
Несмотря на то что храм представлял большую ценность для жителей Эль-Соца, он использовался сравнительно недолго. Его забросили уже в V веке. Быть может, это было связано с окончанием эпохи правления той династии, которую основал похороненный поблизости царь.
Раскопкам суждено продолжаться и продолжаться: освобождено только 30% фасада здания.
| |