|
Падение цен на нефть таит в себе экономическую угрозу не только для России
Не проходит недели, чтобы политические деятели не говорили о том, что надо готовиться ко второй волне кризиса. Причем в выражениях, более уместных для рассуждений о неизбежности прихода зимы: с осознанием невозможности предотвратить это и не совсем понимая, в чем конкретно вторая волна выразится и что принесет.
Вот и на встрече Медведева с Лукашенко эта тема была затронута. Как общая угроза. Более-менее определилась Россия. И на заседании Экономического совета при президенте РФ, и в высказываниях специалистов и политиков главной угрозой признается вероятное, при углублении кризиса на Западе, долгосрочное падение цен на нефть.
Вроде бы это и понятно: вся экономическая жизнь современной России выстроена на потреблении природной ренты. Разницы между ценой нефти и себестоимостью ее добычи. И бюджет (зарплаты бюджетников, трансферты населению, финансирование из бюджета с неизбежным распиливанием), и доходы добывающих компаний, и деятельность по обслуживанию этих компаний. Да и свежо в памяти, какую роль в крахе экономики СССР сыграло падение цен на нефть.
На деле, как оказалось, и Беларусь сегодня заинтересована в высоких ценах на нефть: сбыт нашей продукции слишком зависит от наличия платежеспособного спроса в России. И экономические трудности России сразу скажутся на положении белорусских предприятий. Да и в текущем плане именно нефтепереработка дает львиную долю поступлений в белорусский бюджет. А ее рентабельность напрямую, при высоких ценах на нефтепродукты в ЕС и на Украине, зависит от льгот на цены на российскую нефть. Не случайно невыгодными оказались проекты переработки венесуэльской и азербайджанской нефти.
Так что долговременное падение цен на нефть - действительно угроза экономической безопасности наших стран. Но не единственная.
Пока же цены на нефть и энергоносители растут. А вслед за ними неизбежно растут цены на металлы, пластмассы, зерно. Следом - на промышленные изделия и другие продовольственные товары. Из-за кризиса растут медленно, но все равно растут. Для России, страны тотального импорта, этот импорт обходится все дороже. Правительству РФ все труднее не то что повышать, но даже поддерживать уровень жизни населения. И вступление в ВТО ситуацию усугубит.Выход правительство РФ видит в росте производства. Продукции промышленности и сельского хозяйства. Однако этот рост существенно блокирован импортом. В том числе и из Беларуси. Рынок насыщен, и начать любое производство в России не так просто. Тем более - в условиях дефицита квалифицированной рабочей силы. Пока обеспечить рост производства в требуемых стране масштабах не удается.
Но зато есть деньги. Кадры можно переманить. Производства купить и втянуть на свою территорию. С Китаем или Западом так не получится, а с Беларусью - без проблем.Вот и последний визит Дмитрия Медведева начался с обсуждения условий нефтепереработки (слишком выгодных, по мнению россиян, для Беларуси), продолжился требованием ограничить поставки молока и закончился согласием нашего правительства отдать МАЗ КамАЗу. Финиш: замечание Медведева, что Беларусь от продажи Белкалия не выкрутится.
В условиях, когда правительство демонстрирует неумение управлять своей экономикой, «плывет по воле волн», других результатов его политики ожидать трудно.
| |