|
«Часть торговых сетей под угрозой реальных санкций начинают менять свою практику, жалобы на их действия практически прекратились», - заявил газете ВЗГЛЯД начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев. Он объяснил, почему не согласен с точкой зрения о том, что закон о торговле неэффективен.
Вступивший в силу 1 февраля 2010 года закон о торговле не достиг заявленных целей и требует корректировки, говорится в недавнем заключении Минэкономразвития об оценке положений закона.
Нормы закона должны были облегчить поставщикам выход на рынок, снизить жесткость договорных требований и уменьшить масштабы применения маркетинговых и бонусных платежей. Однако каждый четвертый-пятый из опрошенных экспертами ВШЭ поставщиков, на которых ссылается МЭР, жалуются на ужесточение договорных условий.
Эксперты также указывают на неэффективность ограничения рыночной доли ретейлеров (25% на локальном рынке), поскольку «в таком случае существенно снижаются стимулы как для ценовой, так и для неценовой конкуренции, кроме того, возникают препятствия для использования эффекта масштаба». Розничные сети нашли лазейку в положении закона, ограничивающем бонусы за объем поставки на уровне 10%. Ретейлеры, размер вознаграждения которых ранее превышал 10%, в 2010 году включили долю вознаграждения сверх установленного законом размера в договоры оказания услуг - в скидки (поставщикам предлагается снижать отпускные цены) и маркетинговые платежи. А многие торговые организации, размер вознаграждения которых до вступления в силу закона составлял не более 5-7% от стоимости приобретенных товаров, увеличили его до определенных в законе 10%, выяснило МЭР.
Кроме того, сети ужесточают штрафные санкции за «снижение качества» товара, опоздание к разгрузке и прочие нарушения. В ряде случаев штрафы достигают 20% от стоимости товаров.
Закон также содержит «ряд неопределенных норм, способствующих росту административной и иной нагрузки на хозяйствующие субъекты», указывают эксперты в докладе МЭР.
Правильные ли выводы делают эксперты, на которых ссылается МЭР, надо ли вносить корректировки в закон о торговле и что заставит его нормы работать на благо потребителей, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал начальник управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Тимофей Нижегородцев.
ВЗГЛЯД: Закон о торговле, принятый два года назад, должен был смягчить требования розничных сетей к поставщикам. Согласны ли вы с выводами МЭР, что эти задачи решены не были, закон не изменил отношения между поставщиками и торговыми сетями?
Тимофей Нижегородцев: Нет, не согласен. Закон не лампочка, он не начинает работать в полную силу так же быстро. Требуется время для изменения правосознания участников рынка, кроме того, необходимо учитывать сложный процесс принятия законодательства о торговле и введения в силу отдельных его частей, отвечающих за изменения отношений между поставщиками и торговыми сетями. Он был принят 28 декабря 2009 года, то есть практически в 2010 году. Участникам рынка была дана отсрочка до вступления в силу главных норм, обуздывающих силу торговых сетей и отдельных поставщиков, на полгода - до 1 августа 2010 года. За это время они должны были переоформить отношения в рамках нового законодательства. При этом одновременно с принятием закона не было установлено никаких штрафов за несоблюдение его норм, хотя мы на этом настаивали.
В рамках мониторинга в 2010 году мы зафиксировали, что торговые сети в этот период не меняли практику ведения бизнеса, так как знали, что никаких штрафов за нарушение не установлено. Очевидно, что поставщики не получили никаких преимуществ в 2010 году в связи с принятием нового закона. А торговые сети изначально были недовольны принятием закона, поскольку он ограничивал их в злоупотреблении рыночной властью. Поправки в КоАП со штрафами за несоблюдение закона о торговле писались весь 2010 год и были приняты только в феврале 2011 года.
Заключение МЭР, подготовленное департаментом оценки регулирующего воздействия (ОРВ), по поводу неэффективности работы закона о торговле базируется на научной работе ВШЭ, эксперты которой опрашивали предпринимателей в ноябре - декабре 2010 года. Тогда он действительно еще не работал, потому что еще не было прописано штрафов в КоАП за нарушения, да и сам закон вступил в силу только в августе 2010 года. Это странно - оценивать воздействие закона в тот период, когда воздействия никакого не было. И говорить сейчас, что закон не достиг своей цели, нельзя, потому что это неправда.
Заключение МЭР вообще содержит много странных выводов. К примеру, что закон о торговле ввел «избыточные административные и иные ограничения и обязанности», а также снизил доступность услуг для граждан. Но выполнение любого закона создает дополнительные административные нагрузки. Изначально было понятно, что торговым сетям придется менять свою правовую практику, менять договора, поскольку до этого они носили явно недобросовестный характер. Утверждение же экспертов, что граждане якобы ограничены в доступе к торговле, потому что есть 14-я статья по ограничению доли рынка в 25% для сетей внутри муниципальных районов и городского округа, не соответствует действительности. В реальности мы применяли эту норму считаное число раз, по пальцам руки можно пересчитать. И ограничение в росте торговых сетей совсем не означает, что магазины не открываются. Они открываются повсеместно.
Если честно, то сейчас некоторые участники рынка попытаются отменить закон или будут продолжать ослаблять его действие в России, потому что мы вплотную подошли к реальным штрафам за нарушение законодательства и к реальным судебным делам по соблюдению требований, связанных с ограничением предельной доли отдельных сетей в отдельных муниципальных районах или городских округах. В этих условиях важно соблюдать спокойствие и помнить, каким образом этот закон принимался. Пять лет, несмотря на прямые поручения президента Владимира Путина и президента Дмитрия Медведева, поручения председателей правительства, велись ожесточенные споры о содержании этого закона. Сначала закон писался Министерством экономического развития и торговли и, уже находясь в стадии внесения в правительство, вместе с функцией регулирования торговли был передан в Министерство промышленности. Там переписывание закона началось заново.
ФАС в первом и втором варианте писала и отстаивала статьи, связанные с регулированием рыночной силы торговых сетей. В силу формальных процедур и регламента у нас было мало возможностей предусмотреть все риски неисполнения закона. Мы заранее предполагали, что некоторые нормы будут работать не очень хорошо. Но мы решили согласиться с предложенным подходом: прописать положения в законе в компромиссном варианте, потом провести мониторинг и, если нормы не работают, внести поправки.
Тем не менее закон даже в ослабленном виде принес пользу рынку. Все отмечают, что сократились сроки расчетов за поставленную продукцию, это добавило денег в сельхозпроизводство и отрасль переработки. Закон убрал бонусные и премиальные выплаты, за исключением бонуса за объем продаж не более 10%. Теперь поставщики не должны платить всевозможные премии и бонусы с прибыли, а могут включать услуги в себестоимость продукции как часть издержек. Благодаря этому повысилась эластичность цены внутри торговых сетей. На момент принятия закона поставщики платили сетям десятки бонусов и премий, все они были привязаны к цене продукции. В итоге торговым сетям было невыгодно снижать стоимость товара, потому что от этой цены зависела сумма их бонусов.
| |