|
Спецкор «СЭ» прогулялся по Олимпийскому парку, где старательно наводят марафет перед открытием Игр-2012, и теперь готов разрушить миф о его компактности.
Дмитрий СИМОНОВ
из Лондона
КОРОЛЕВА УЛЫБАЕТСЯ И МАШЕТ
Ее Величество королева Англии приветствует тебя, гость Лондона!
Каждому, кто движется по набережной Темзы из центра в сторону Тауэра мимо здания Sea Containers House, что возле моста Blackfiars Bridge, Елизавета II машет рукой и благосклонно улыбается. На гигантской фотографии весом более двух тонн и размером 100 на 70 метров королева на 35 лет моложе и в 35 раз больше настоящей себя. Рядом с ней - еще ни разу не женатый принц Чарльз и поразительно похожий на будущего племянника Уильяма младший королевский сын Эдвард. И конечно, герцог Эдинбургский Филипп, который в свои нынешние без малого 92 по-прежнему состоит принцем при правящей королеве. Возможно, он единственный человек на Земле, который может называть 86-летнюю правительницу просто Лизой.
А она вот уже шестьдесят лет замужем за Альбионом - в мае 2012-го британцы пышно отметили бриллиантовую свадьбу королевы и ее страны. На праздники и юбилеи принято дарить подарки. И поскольку между Великобританией и вторым по продолжительности правления действующим монархом мира давно можно поставить знак «равно», то приз получают и та, и другая. Через некоторое время после завершения Игр-2012 на территории нынешнего Олимпийского парка появится обычный зеленый парк с редкой фауной и флорой - и назовут его в честь Елизаветы II. В очередной раз увековечив память о ней.
Еще тут построят новые дома - более 8000 квартир в дополнение к тем 2800, что уже имеются в Олимпийской деревне (некоторые из них уже даже проданы). Появится Технологический институт, где будут заниматься вопросами озеленения, природопользования и спортивной наукой. Преобразования начнутся в следующем году, заселение людей - в 2015-м. Так некогда почти заброшенный, неухоженный, истерзанный Второй мировой войной, пропитавшийся фабричной вонью и корабельными доками, загнивающий от своей ненужности район Восточного Лондона, где много веков назад католики прямо на улицах сжигали протестантов, превратится в крупнейший за последние 150 лет урбанистический парк Европы, где современная наука и первозданная природа будут жить в мире и согласии, во благо людей. Прямо как Великобритания и ее королева.
ЦВЕТЫ ИЗ РУЛОНОВ
Но это будет после Олимпиады. А пока, гуляя по Олимпийскому парку за считаные дни до старта Игр, ты ощущаешь себя, будто попал на Марс в период его ранней колонизации. Почти везде под ногами у тебя желтые крупинки - то ли мелкая-мелкая галька, то ли крупный песок, то ли раскрошившийся от времени желтый кирпич, дорога из которого когда-то вела в волшебную страну Оз. Здесь волшебством занимаются рабочие в сияющих жилетах: прямо у тебя на глазах на мертвом песке они разворачивают рулоны с живой травой. Причем это не только травинки - из земли к снисходительно жаркому лондонскому солнцу тянутся ромашки и одуванчики. Они такие толстые и сочные, что из них, наверное, можно делать вино. Чуть дальше и вовсе «посадили», а на самом деле раскатали, достав из каких-то закромов, целый цветник с растениями величиной выше колена и бутонами размером с кулак. Не хватает там разве что роз и лилий.
Возле запретного выхода из Олимпийской деревни (волонтер-армянин объяснил, что нам, простым смертным, заходить тут нельзя, зато небожители-спортсмены смогут порой тайком выбираться из «заточения») - маленький уголок натуралиста. Ручеек, переходящий в болотце. Девственные деревца, мясистые кустарники, лучезарная трава. Прогулочные дорожки наматывают круги вдоль синего металлического забора, окаймляющего заповедник. Где-то среди буйной зелени мы углядели утку, которая гуляла сама по себе, а неподалеку от сцены на воде на нас угрожающе спикировала чайка. Возможно, этих птиц тоже вытащили из специального рулона, как растения. А завтра извлекут оттуда сладкоголосых соловьев и пушистых белок.
В общем, Олимпийский парк - одна большая мистификация. Вчера тут была пустыня - сегодня распускаются цветы. Пока есть ощущение, что организаторам не хватило недельки-другой, чтобы успеть все довести до ума и развернуть абсолютно все рулоны. В России, впрочем, в те же сроки обычно кажется, что никто к работе вообще не приступал. Однако новые технологии творят чудеса, и англичане непременно все успеют. Если запустить людей, ответственных за возведение Олимпийского парка, на Марс, они непременно дадут положительный ответ на вопрос, есть ли там жизнь. Да что там, эти ребята сделают так, что и на четвертой планете от Солнца можно будет проводить Олимпиаду.
ЛЕТАЮЩАЯ ТАРЕЛКА, БЕЗЕ И РУССКИЕ НЕФТЕТРУБЫ
Слова о том, что Олимпийский парк компактен, - миф. Чтобы добраться из одного конца в другой (допустим, от главного стадиона до трассы BMX), требуется минут 40-50. И это быстрым шагом, на свежих ногах. Точное время в пути подскажут указатели. Передвигаться можно как на своих двоих, так и на специальных машинках-багги или на шаттлах, которые курсируют по двум дорожным кольцам - маленькому Северному и большому Южному. Преимущество пеших прогулок в том, что вас будут кормить почти всеми кухнями мира - от японских суши и немецких брецелей до итальянской пиццы и мексиканских начос. Особенно много съестных палаток на так называемом Уличном рынке - Street Market, возле велотрека. Пиво, сидр, вино, прохладительные - все это, конечно, прилагается. Только русской кухни почему-то нет. ОКР, наверное, следовало бы обидеться.
Пока преодолеваешь титанические расстояния, то и дело поднимаешь глаза - и врезаешься взглядом в циклопические строения. Слава богу, что стоят они друг от друга далеко. Потому что если их поставить впритык, то их сочетание будет сродни ансамблю, где на пианино играет лучший выпускник консерватории, на гитаре - накачанный пивом металлист, на барабанах - одурманенный исполнитель регги, а голосит под их какофонию солист «Ласкового мая» Юра Шатунов.
Вот Центр водных видов спорта - Aquatics Center. С воздуха он напоминает летающую тарелку, усиливая атмосферу марсианского ландшафта, с земли - плавник огромного дельфина с величественным изгибом гладкой, обтекаемой спины. А сбоку лучше не смотреть - как выразился коллега, «выглядит как седло барашка». И все же это самый изысканный архитектурный проект из более десятка тех, что подготовила для Лондона съевшая сотню собак на возведении спортивных объектов компания Populous (она спроектировала «Птичье гнездо» в Пекине, новый «Уэмбли», ирландский Aviva, южноафриканский «Соккер Сити» и, скорее всего, поможет России подготовиться к ЧМ-2018).
В отличие от пекинского, лондонский олимпийский стадион обошелся на несколько порядков дешевле, зато нравится далеко не всем. Согласно недавнему опросу, от подавляющего большинства респондентов внешний вид арены удостоился характеристики «что-то не вдохновляет». В то же время стадион на днях включили в шорт-лист соискателей какой-то важной архитектурной премии - Stirling Prize. Жюри отметило, что он «создает невероятную атмосферу», да и просто «веселит». Действительно, весело - стены напоминают порванную на лоскутки салфетку.
Велотрек стилизован под дерево. Coca-Cola возвела башенку для тусовок из кусков красного и белого пластика, который светится в темноте. Стадион для гандбола Copper Box - собственно, медная коробка и есть. Так выглядел бы знаменитый Черный квадрат, если бы Малевич его не рисовал, а строил. Баскетбольная арена - гигантское безе, а может, невероятных размеров белый инопланетный гриб из рода поганок. Стадион для хоккея на траве и трасса BMX - и вовсе сгустки металлических труб, некоторые из которых, как рассказывали люди из Populous, это российские нефтетрубы. Жаль, что Россия, в отличие от Индии и Пакистана, плохо играет в хоккей на траве. Ведь, как известно, и родные стены, и родные трубы - помогают.
Конечно, на самом деле все гор аздо сложнее, и истинное лицо Олимпийского парка мы увидим только после завершения Игр-2012. Эти Игры эргономичны - в них нет ничего лишнего и ненужного, а олимпийские инвестиции - это не попытка купить себе репутацию большой спортивной и не только державы, как у некоторых стран, а долгосрочный вклад в развитие города. Не случайно организаторы отказались от строительства арен для волейбола и фехтования, в которых город не нуждается, а после Олимпиады уменьшат вместимость главного стадиона с 80 до 60 тысяч, превратят пресс-центр в торговый комплекс, перенесут баскетбольное безе, оптимизируют деятельность других объектов, а главное, распутают и используют по-новому те самые нефтетрубные клубки - трассу BMX и арену для чуждого нам травяного хоккея. Наиболее полезен в этом смысле окажется местный McDonald's - 75 процентов здания после демонтажа используют по следующему назначению.
Сейчас по всему Олимпийскому парку раздаются звуки отбойных молотков, но даже когда утихнут и они, и государственные гимны на стадионах, жизнь на востоке Лондона не замрет, не остановится. Олимпиада - не самоцель. Это только начало.
| |