|
16 июля 2012 года заместитель руководителя Агентства по строительству и архитектуре при Правительстве Республики Таджикистан Нурали Саидов выступил на пресс-конференции с комментариями по вопросу строительства Рогунской ГЭС, поднятому в статье, опубликованной в СМИ Узбекистана 12 июля 2012 года.
Хотя Н.Саидов пытался всячески уверить, что на площадке станции «ведутся исключительно восстановительные работы, никакие новые объекты не строятся», однако его заявление как нельзя лучше подтвердило обоснованность глубокой озабоченности международного сообщества нарушениями таджикской стороной принятых на себя обязательств по недопущению строительства Рогунской ГЭС до завершения независимой международной экспертизы проекта.
Так, высокопоставленный таджикский чиновник был вынужден признать, что строительные работы по подготовке перекрытия реки Вахш ведутся полным ходом. Он открыто заявил, что «нам нужно полностью и качественно достроить два водосбросных тоннеля. Сейчас ведутся работы по повторному цементированию стен тоннелей».
Также было отмечено, что в завершающей стадии находятся основные строительные работы внутри машинного и трансформаторного залов. «Мы должны сначала качественно закончить эти работы, только потом приступить к перекрытию русла реки Вахш», - сказал Н.Саидов. По его словам, «оборудование для двух агрегатов Рогунской ГЭС изготовлено и практически доставлено». Также он проинформировал, что «на данный момент на стройплощадке Рогунского объекта работают свыше восьми тысяч строителей, в том числе иностранных».
Подтверждением продолжающегося полным ходом строительства комплекса Рогунской ГЭС является заявление Министерства финансов Таджикистана от 19 июля 2012 года о том, что «финансирование из бюджета по Рогунскому проекту, где на 2012 год предусмотрено выделение в эквиваленте $210 млн., не прекратится».
Какие еще нужны факты для доказательства того, что таджикская сторона абсолютно не чувствует себя в чем-то связанной своими же громкими заявлениями и обязательствами перед Всемирным банком и ее ни в коей мере не сдерживают возможные результаты международной экспертизы, которая проводится сегодня на деньги, «любезно» предоставленные Всемирным банком в размере $20 млн.
В этой связи вполне уместно возникает закономерный вопрос: как будет выглядеть правительство Таджикистана, если по результатам международной экспертизы Всемирного банка будет сделано заключение о недопустимости строительства гигантской плотины на выбранной площадке, где основание фундамента базируется на 100-метровом солевом слое, а также отмечается высокая подвижность горных масс с неоднократно подтвержденной сейсмичностью 9-10 баллов по шкале Рихтера?
И второе. Может быть, предусмотренная «независимая» экспертиза, о которой идет речь, необходима, чтобы замаскировать текущую деятельность строителей и их заказчиков, усыпить бдительность, а в последствии убедить международные организации и общественность в необратимости строительства этого объекта?
Узбекистан еще и еще раз напоминает таджикской стороне, что подобные попытки ввести в заблуждение международные организации, институты и исследовательские организации могут иметь непредсказуемые последствия.
| |