|
Набережные ташкентских речек могут и должны стать открытыми общественными пространствами.
Речка - и украшение центральноазиатского города, и жизненная необходимость. Вода для полива. Спасение в летний зной. Ташкент испещрен целой сетью водных артерий, которые разветвляются от древнего канала Бозсу, ровесника города. Точнее, в городе 37 средних магистральных каналов протяженностью 126 километров. Несть числа мелким канальчикам и арыкам.
Город последовательно проводит большую работу по облагораживанию городских каналов.
Великолепен Анхор за Монументом Мужества. Красива и ухожена набережная Анхора за Сенатом. В истинный райский уголок превратился канал у памятника Алишеру Навои в Национальном парке. Удивительно красив (даже из космоса!) канал Бозсу у мемориального комплекса Памяти жертв репрессий.
Но каково состояние Салара? Того самого Салара, где расположено городище Минг-Урюк, резиденция правителей древнего Чача? Или Каракамыша, Кум-арыка? Да вы и сами можете продолжить список. Дело не только в автомобильных покрышках и бесчисленном пластиковом соре.
На территории Ташкента расположено около 600 крупных и средних водопользователей и 2600 объектов среднего и малого бизнеса, воздействующих на воды города. Из них около 300 имеют либо водозаборы, либо сбросы в открытые водоемы. Потому и содержание почти всех загрязняющих веществ превышает предельно допустимую концентрацию. По данным районных центров Госсанэпиднадзора в Ташкенте нет ни одного водотока, из которого можно было бы пить или в нем купаться.
Многочисленные каналы можно и нужно очистить. Более того, речки могут стать прекрасными местами отдыха и оздоровления. Но все это решаемо только в социальном партнерстве: при самом тесном взаимодействии государства, бизнеса и гражданского общества.
Идей, которые можно воплотить с привлечением среднего и крупного бизнеса, общественных экологических, природоохранных и прочих организаций, много.
Можно образовать фонд «Бирюзовые каналы Ташкента», который будет закупать саженцы деревьев и цветов, скамейки, урны, биотуалеты, проводить Wi-Fi, освещение. При фонде - общественный совет, который будет гарантировать коллегиальность и прозрачность.
Было бы неплохо предусмотреть налоговые льготы для бизнеса, который участвует в облагораживании каналов столицы.
Необходимо установить жесткий контроль за состоянием водозаборов и предприятий. Никаких автомобилей. Набережные - пешеходная зона, но никак не автомойки.
Можно создать экологический «Речной батальон» из волонтеров для благоустроительных работ на каналах. Пошить для них куртки, жилеты и кепки.
Проложить дорожки для бега, пеших прогулок, катания на роликах и велосипедах. Поставить пункты проката, где можно взять напрокат ролики или велосипеды.
Организовать патрулирование на электромопедах или велосипедах, которое будет пресекать акции вандализма и хулиганства. Установить системы видеонаблюдения.
Запустить ценные породы рыб и организовывать турниры рыболовов.
Приглашать консультировать признанных знатоков этого дела. Скажем, директора Центрального парка Нью-Йорка или смотрителя Гайд-парка в Лондоне
Можно инвестировать в малую навигацию и пустить прогулочные, туристические электрокатера. Это и туристов привлечет, и дополнительные ресурсы на благоустройство даст.
Те же причалы, прибрежные кафе, дебаркадеры. Нам вид Ташкента с канала, который отличается от привычных взгляду панорам, памятен только по плаваниям на автомобильных камерах в детстве.
Городские «пляжи» можно устроить и без купания. В Москве, в ЦПКиО Горького один берег пруда отделали деревом, на котором можно сидеть, не испачкавшись летом и не замерзнув зимой. Люди загорают, заказывают коктейли, читают, пользуются интернетом. Есть розетки с электропитанием и бесплатный Wi-Fi.
В столице Франции создали «Парижпляж» в два с половиной километра вдоль правого берега Сены. Сотни шезлонгов, зонтов, искусственные бассейны для детей и взрослых и шесть тысяч тонн чистейшего морского песка. Примеру Парижа последовали в трех десятках больших и малых городов Франции и некоторые европейские столицы - Берлин, Брюссель, Прага, Будапешт.
Набережные ташкентских речек могут и должны стать открытыми общественными пространствами.
| |