|
Всего лишь несколько дней осталось до закрытия выставки «Дорога в будущее. Искусство нового поколения Японии» в Художественном музее.
Этим летом в культурной жизни Днепропетровска произошло экстраординарное событие - в город приехало современное искусство страны Восходящего Солнца. Благодаря содействию днепропетровца Кирилла Ярошика, переводчика Чрезвычайного и полномочного посла Японии в Украине Тоичи Саката, выставка «Дорога в будущее», путешествующая по миру с 2007 года, в июне совершила незапланированную остановку в нашем городе, чем порадовала местных любителей вообще современного и в частности японского искусства.
В экспозиции представлены произведения последних двух десятилетий. Их авторы - 10 японских художников, фотографов, скульпторов и один творческий коллектив, которые в последнее время привлекают особенное внимание у себя на родине и за ее пределами.
В 1990-ые в Японии, по утверждению искусствоведа Масанобу Ито, произошли серьезные сдвиги в экономической и политической областях. В ответ на эти перемены многие обыватели просто отвернулись от глобальных проблем и сосредоточились на более мелких, интимных сферах жизни, по сути, «снова начали рассматривать землю под своими ногами». Та же тенденция появилась и в современном японском искусстве, считает искусствовед: художники прониклись интересом к повседневной жизни и сконцентрировались на выражении очень личных впечатлений и чувств.
Как одно из подтверждений - представленная на выставке «Дорога в будущее» серия фотографий «Жизнь» Масафуми Санаи. Одинокая футбольная площадка после дождя, устремившийся в небо самолет, поливающая садик у дома женщина, цветок на окне - привычные для этого автора сюжеты. Критики говорят, что снимки Масафуми Санаи лишены драматизма, на них ничего особенного не происходит, однако они заставляют рассмотреть красоту или нечто любопытное в совершенно обыденных вещах и пейзажах.
Другой фотограф Кацухиро Сайки тоже фиксирует то, что доступно взору миллионов людей, но он так выбирает крупность кадра или ракурс, что зрители не всегда сразу узнают объекты на его снимках. Собственно, это Кацухиро Сайки и надо - он нарочно вовлекает зрителей в своеобразную игру-поиск. Например, только внимательно вглядевшись в работу «Double», можно понять, что на ней изображено небо, разделенное надвое инверсивным следом от самолета. Вообще, небо - с самолетами и птицами - уже лет 10 является любимой «моделью» Кацухиро Сайки.
Любимые работы для художников-инженеров, объединенных под вывеской «Майва Денки», - странные скульптуры и игрушки, которые одновременно являются музыкальными инструментами. Представители «Майва Денки» называют свою студию заводом, на работе и в публичных местах ходят в униформе, а свои творения называют «продуктами». Критики называют работы компании абсурдными, но это не мешает им завоевывать в мире все большую популярность ... концертами, на которых музыкальными инструментами выступают причудливые устройства и приборы «Майва Денки».
Единственная женщина среди участников выставки - Миюки Якомизо - является автором самого большого объекта в этой экспозиции. Инсталляцию «Помойтесь, пожалуйста» она создала в период, когда в Японии огромную популярность приобрело антибактериальное мыло. Тогда же скульптор узнала, что производство мыла, имеющего «имидж» чистоты, наносит большой вред природе. Эту дилемму Миюки Якомизо и постаралась отобразить в своей пластмассово-мыльной скульптуре.
Куратор выставки «Дорога в будущее» от Днепропетровского художественного музея Игорь Труш говорит, что, судя по приехавшим к нам работам, Япония ощутила влияние интернационального искусства. Однако национальный колорит современное японское искусство не утратило: он проявляется в традиционных для этой страны минимализме и философичности.
У жителей Днепропетровска и области еще есть несколько дней, чтобы составить личное мнение о живом, создающемся сегодня искусстве страны Восходящего Солнца: выставка «Дорога в будущее. Искусство нового поколения Японии» в ДХМ будет работать до понедельника.
| |