|
Госдума собирается отменить лицензирование 17 видов деятельности, в том числе медицинской и фармацевтической. Соответствующий законопроект принят депутатами 8 октября в первом чтении. Поможет ли это бизнесу и не насеет ли вред потребителю, в данном вопросе разбирался корреспондент «Вести ФМ» Борис Бейлин.
От лицензирования нужно переходить к другим видам регулирования. Так считают депутаты Госдумы. По их мнению, необходимо снять неоправданные административные барьеры на пути бизнеса. Это должно среди прочего помочь и в борьбе с коррупцией. Согласно новому законопроекту, отменяется лицензирование, к примеру, в области экспонирования оружия, обеспечения авиационной безопасности, производства и реализации игрового оборудования, реставрации памятников культурного наследия. Теперь для бизнеса вводится лишь уведомительный порядок для начала предпринимательской деятельности. То есть не нужно будет ходить по инстанциям, добиваться разрешения на работу и получать лицензию, подтверждающую это право. Достаточно лишь поставить чиновников в известность о своем занятии. Особый вопрос - отмена лицензий для медицинской и фармацевтической деятельности с января 2013 года. По словам члена Комитета Госдумы по охране здоровья Татьяны Яковлевой, на это можно пойти только в случае создания нового механизма регулирования. Здесь вместо лицензирования можно было бы ввести аккредитации и аттестации:
«Если мы отменяем лицензирование медицинских услуг, то обязательно вместо этого должен быть контроль, потому что это связано со здоровьем и жизнью нашего населения. Поэтому, если мы отменяем лицензирование, значит мы должны вместо этого предложить аттестацию, аккредитацию. И недаром в этом законопроекте написано, что именно лицензирование медицинских услуг отменяется с 2013 года. Поэтому за это время мы должны сделать так, чтобы вместо лицензирования была аккредитация врачей и лечебных учреждений».
Аттестацией и аккредитацией должны заниматься негосударственные структуры, иначе ничего не изменится, по сравнению с нынешней системой. Это дело профессиональных сообществ, типа Медицинской палаты. Но как раз к этому, по мнению исполнительного директора «Аптечной гильдии» Елены Неволиной, в России сейчас не готовы:
«На Западе действительно "лицензирование" как таковое отсутствует. Но присутствует такая норма как "допуск в профессию профессионального сообщества". То есть институт саморегулирования. В нашей же стране этого института практически нет. У нас нет саморегулируемых организаций, которые могут оценить, проверить и самое главное нести ответственность перед пациентами».
Еще больше опасений в связи с отменой лицензирования у председателя Общества защиты прав потребителей Михаила Аншакова. Он считает, что Россия сейчас просто не готова к столь радикальным изменениям:
«К сожалению, потребители сейчас никак не защищены со стороны государства. По действующему законодательству и так отменена сертификация многих видов продукции: вся пищевая продукция, косметическая и другие виды. У нас отменены ГОСТы в 2003 году. Они должны были быть заменены техническими регламентами, но из требуемых 400 ГОСТов у нас приняты за семь лет только 17».
Отмечу, что в шести сферах порядок лицензирования сохраняется без изменений: это касается биржевой и страховой деятельности, рынка ценных бумаг, инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов , производства и оборота спиртосодержащей продукции.
| |