|
Вчера завершился прием документов от кандидатов на пост президента РФС, выборы которого состоятся 3 сентября.
Борис ЛЕВИН
Итак, круг претендентов на главную должность в РФС очерчен. В него, к большому сожалению, так и не вошел Виталий Мутко - именно тот человек, который в сегодняшних условиях мог объединить все здоровые футбольные силы (в том числе и противоборствующие друг другу) и привести к единому знаменателю все разнообразные направления современной российской футбольной мысли.
Среди оставшихся кандидатов фигуры такого масштаба и с таким инструментарием в руках нет. Но сочетать руководство спортивной отраслью в целом с руководством главным и самым престижным ее видом, требующим на данном этапе максимального вложения времени и энергии, видимо, действительно малореально. Поэтому можно, конечно, сидеть и огорчаться, но продуктивнее вернуться к действительности и посмотреть, что мы имеем в итоге.
Оговорюсь сразу: официального подтверждения легитимности всех выдвинутых кандидатур мы пока не получали, а бюрократия - особа непредсказуемая, и мало ли что там у кого может оказаться не в порядке с документами. Но пока будем исходить из того, что претендентов на кабинет на шестом этаже Дома футбола зарегистрировано шестеро: Алишер Аминов, Игорь Лебедев, Евгений Ловчев, Сергей Прядкин, Николай Толстых и Владимир Тумаев.
Эту шестерку, на мой взгляд, можно четко разделить на две категории: тех, кто действительно будет бороться за победу, и тех, кто воспользовался случаем, чтобы высказать свои мысли по поводу происходящего, а то и просто получить дополнительное паблисити. В первой будут две фамилии: Прядкин и Толстых, во второй - все остальные. Мне кажется, что в обсуждении программ этой четверки претендентов большого смысла нет, поэтому сосредоточимся на главной интриге предстоящей выборной гонки, которая, похоже, впервые за долгое время обеспечит нам реальную и весьма непростую борьбу за главный приз.
И Сергей Прядкин, и Николай Толстых - люди футбольные, прекрасно знающие все подводные камни и течения нашего непростого «ногомяча». И это уже хорошо: руководить данной отраслью человеческой деятельности из общих соображений, пусть те даже работают во многих других отраслях, это путь в никуда, в чем мы уже имели возможность убедиться. Слишком уж футбол специфичен и своенравен.
Оба кандидата имеют и опыт работы в руководстве РФС, что тоже немаловажно, поскольку означает, что они прошли через массу, скажем так, типовых ситуаций. Оба имеют серьезную поддержку, но вот тут как раз и начинаются главные различия.
Толстых, судя по сегодняшнему интервью Виталия Мутко, получит поддержку государства, а значит, многих региональных федераций, которые, собственно, и составляют большинство голосующих при выборах президента РФС. За Прядкина горой стоит РФПЛ, которую он возглавляет, а соответственно, и все ведущие клубы, которые, как вы понимаете, обладают многими довольно действенными рычагами в российском футболе.
Но клубы не участвуют непосредственно в процессе выборов, скажете вы? Во-первых, не все так однозначно, а во-вторых, у Толстых, человека прямого и бескомпромиссного, за его долгую жизнь в футболе накопилось немалое количество личных врагов. А процесс удаления президента ПФЛ из активной футбольной жизни при Фурсенко их количество еще более увеличил. И кто знает, не окажутся ли среди участников тайного голосования, скажем так, хорошие друзья этих врагов или даже они сами. У гораздо более дипломатичного и умеющего выстраивать отношения с людьми Прядкина таких персональных, а не идеологических недоброжелателей в числе голосующих быть вроде бы не должно, а в острой борьбе даже менее весомый фактор способен иногда сыграть важнейшую роль.
Теперь по поводу неоднозначности вопроса с участием клубов в процессе выборов. Все дело в том, что в повестку дня выборной конференции внесен пункт о приеме в организацию новых членов в связи с недавно принятыми поправками в Уставе РФС. А это и есть те самые клубы, которые теперь могут стать членами союза напрямую со всеми вытекающими правами. Их на конференции может быть принято сразу 33 - каждый из РФПЛ и ФНЛ имеет такой шанс. Пока вопрос об их приеме стоит в повестке дня конференции вторым - после выборов президента, но какое-то шестое чувство подсказывает мне, что без попыток поменять пункты местами не обойдется.
Впрочем, могу сразу успокоить сторонников Толстых - даже если это произойдет, изменится только количество голосующих, но не общее соотношение сил. Все дело в том, что по Уставу РФС, принятому в соответствии с государственным Законом о спорте, 75 процентов голосов должны так или иначе принадлежать аккредитованным государством региональным федерациям, являющимся членами РФС. Что это значит? То, что если, условно, таких федераций окажется 70, а других членов организации будет еще 70 (в том числе те самые 33 клуба), то каждая федерация получит по три голоса, а все остальные - по одному.
Видите, в какие тонкости мы углубляемся, когда назревает серьезная борьба за пост президента, а не соревнование явного фаворита со второстепенными фигурами. И это нормально. Главное только, чтобы предвыборное соперничество не отразилось потом на совместной работе, потому что оба главных претендента могут принести еще много пользы российскому футболу.
| |