Арабская Республика Египет отмечает в четверг одну из самых знаменательных и памятных дат в своей новейшей истории - 56-ю годовщину национализации Суэцкого канала, важнейшей мировой транспортной артерии, связывающей воды Средиземного и Красного морей.
История канала неразрывно связана с вехами становления современного Египта как самостоятельного государства. Идея строительства транспортного коридора, который бы значительно сократил путь доставки грузов в регионе, озвучивалась еще с древних времен, однако к ее практической и полной реализации приступили лишь во второй половине XIX века.
Появлением Суэцкого канала мир обязан французскому дипломату и предпринимателю Фердинанду де Лессепсу, который благодаря крепкой деловой хватке, настойчивости и известной доле авантюризма первым сумел преодолеть сопротивление Британской империи и уговорить правившего в то время Египтом хедива Саида дать согласие на осуществление масштабного проекта.
Канал, строившийся неимоверными усилиями главным образом самих египтян, был официально открыт в 1869 году. Это сразу стало событием международного масштаба, которое усилило вес Египта и позволило открыть новые возможности для негоциантов, ведущих свои дела на разных континентах.
Канал представлял собой уникальное по тем временам гидротехническое сооружение, поскольку на всем своем протяжении был бесшлюзовым. Кроме того, Суэцкий канал стал границей, отделяющей Африку от Евразии. И хотя основной вклад в создание канала внесли сами жители Страны пирамид, всецело принадлежать Египту он стал лишь почти век спустя: 26 июля 1956 года президент Гамаль Абдель Насер подписал декрет о национализации канала. Этот весьма смелый шаг Каира вызвал серьезный международный кризис с участием Англии, Франции и Израиля, однако египтянам при поддержке СССР удалось отстоять право на обладание уникальным транспортным коридором и одновременно сделать его предметом национальной гордости и символом независимости.
В настоящее время через 163-километровый Суэцкий канал, который является одним из наиболее безопасных и недорогих коридоров транспортировки товаров на пути из Европы в Азию, осуществляется около 10 процентов мировых морских перевозок, передает ИТАР-ТАСС. Взимаемая с иностранных судов плата за пересечение канала считается столь же важной статьей дохода в государственный бюджет Египта, как и поступления от туризма, экспорта нефти и природного газа.
Администрация Суэцкого канала, несмотря на пережитые Египтом серьезные общественно-политические потрясения в дни январской революции 2011 года, сумела благодаря профессионализму и ответственности своих сотрудников, обеспечить бесперебойное прохождение судов через эту важнейшую транспортную артерию мира. В результате доходы от эксплуатации канала принесли в казну Египта в 2011 году более 5,2 миллиарда долларов (это на 456 миллионов долларов больше показателя 2010 года), став хорошим подспорьем для Страны пирамид, экономика которой в настоящее время переживает сложный период.