|
Глобальная экономика оказалась на пороге новой кризисной волны: сегодня есть реальные предпосылки того, что 2012 год станет повторением кризисного 2009-го, когда мир пережил самое серьезное потрясение со времен Великой депрессии.
Но два раза в одну реку не войдешь, и методы, которыми раньше удавалось стимулировать экономический рост, в нынешних обстоятельствах имеют совершенно другой эффект: наиболее яркой иллюстрацией этому являются действия монетарных властей США. Впереди нас ждут новые потрясения, к которым инвесторам стоит готовиться уже сейчас.
Автор комментария: Игорь Зуев, эксперт банка Rietumu.
Пока острая фаза нового экономического спада не началась, но есть все основания полагать, что долго ждать не придется. Экономики развитых стран задыхаются под долговым бременем, которое нависло над ними после спасения крупнейших финансовых институтов в разгар последней рецессии либо от безрассудной траты бюджетных средств на социальные нужды. На наш взгляд, имеется три глобальных фактора риска: долговой кризис в еврозоне, «тяжелое приземление» в Китае и вероятное замедление темпов восстановления экономики США. При реализации наихудшего сценария совокупность этих факторов спровоцирует своего рода «идеальный шторм» в мировой экономике, последствия которого окажутся намного страшнее, чем в 2009 году.
Постулата «когда Америка чихает, весь мир одолевает простуда» пока никто не отменял, несмотря на все надежды, связанные с развивающимися странами, в особенности с Китаем. Миссия решать накопившиеся проблемы в крупнейшей мировой экономике взвалена на хрупкие плечи бывшего академика Бена Бернанке. Напомним, что с 2008 года Федеральная резервная система уже провела два раунда количественного смягчения (QE), снизила процентную ставку до нулевой отметки и обещала удерживать ее на этом уровне до конца 2014 года. Результатом такой активности ФРС стало резкое увеличение баланса Центробанка в три раза до 20% от ВВП.
Самой свежей инновацией, используемой регулятором, является «Операция твист», которая предусматривает продажу краткосрочных американских долговых бумаг (до 3 лет) с целью покупки длинных гособлигаций (до 30 лет). На последнем заседании Комитета по открытым рынкам было принято решение увеличить эту программу на 267 млрд. долларов, доведя ее до 667 млрд. долларов. Упор делается на снижение долгосрочных ставок (выравнивание кривой доходности), что должно оказать поддержку рынку жилья и инвестициям в основной капитал, а также стимулировать аппетит к риску у инвесторов и возбудить в них так называемые рыночные «животные инстинкты».
Предпринимая такой шаг, регулятор надеялся, что более низкие долгосрочные ставки, на которых базируются ставки по ипотеке, будут способствовать оживлению рынка жилья, что, соответственно, повысит строительную активность. Бернанке признает, что восстановление на строительном рынке является ключевым для роста экономики. Статистика по-прежнему указывает на слабость на рынке жилья, а цены после ипотечного бума нулевых так и не восстановились.
При этом ухудшающаяся макроэкономическая статистика вынуждает ФРС предпринимать новые решительные шаги по стимулированию экономики, и в особенности рынка труда. Вся проблема в том, что эти шаги демонстрируют свою несостоятельность. Это подтверждает умеренная реакция рынка акций, а также ставок по гособлигациям Казначейства на новость о продлении «Операции Твист».
Согласно поправкам 1977 года к Закону о Федеральном резерве, у ФРС есть двойной мандат для удержания стабильности цен и поддержания максимальной занятости в экономике. В последние месяцы рост занятости в несельскохозяйственном секторе растет не более чем на 80 тыс. ежемесячно, в то время как для снижения уровня безработицы необходимо, чтобы эта цифра составляла 250 тыс. Если в конце 2011 года финансовые медиа радостно вещали о росте занятости и активном восстановлении экономики, то в 2012 году прирост существенно замедлился. Инфляция пока (пока - ключевое слово) не вызывает беспокойства, так как держится ниже установленного ФРС порога в 2%, что позволяет монетарным властям придерживаться курса мягкой кредитно-денежной политики.
Результатом этой мягкой политики стало снижение ставок по 10-летним гособлигациям США с 3,4% в 2011 году до исторического минимума в 1,4%. Не ясно, однако, связано ли это с политикой ФРС или же с ростом спроса на более надежные активы на фоне массового ухода от риска из-за кризиса в еврозоне. Рекордно низкие ставки (в 20 странах базовые процентные ставки ниже 1%) заставляют некоторых участников рынка искать новые способы стабильного заработка, превышающего инфляцию. Например, пенсионным фондам для получения целевой ежегодной доходности в 7,5% приходится инвестировать в более прибыльные, а значит, и рискованные инструменты.
Отдельная тема - как политика ФРС отразится на инфляции? Исторически инфляция резко повышалась при уровне использования мощностей выше 80%. На приведенном графике видно, что использование мощностей в производстве с 2009 года заметно выросло и вплотную приближается к отметке в 80%. В то же время реальная ставка остается на рекордно низком уровне, не реагируя на оживление экономики. В предыдущие три десятилетия столь резкое восстановление мощностей вызывало рост реальной ставки. Сейчас мы являемся свидетелями нарушения этой связи, что чревато эскалацией инфляции.
Многие развитые страны уже попали в ловушку ликвидности, и шаги ФРС по стимулированию экономики представляются несколько бесполезными, так как они не решают проблемы низких потребительских расходов, дефицита бюджета, изнашивания инфраструктуры и стагнации на рынке жилья. Все эти факторы сдерживают экономический рост, и пока властям не хватает решительности для их разрешения.
Продолжение активности монетарных властей приводит к изменениям в функционировании финансовых рынков и искажению процесса распределения капитала. Перекосы наблюдаются в динамике рынка акций и гособлигаций, которые в последнее время движутся параллельно, что противоречит исторической отрицательной корреляции этих активов.
Предприимчивость ФРС облегчает работу правительственным структурам, которые сидят, сложа руки, нанося экономике серьезный урон своим бездействием. Во многом это связано с предстоящими в ноябре президентскими выборами. Обама хочет переизбраться, и поэтому избегает непопулярных мер в фискальной сфере. Однако в начале 2013 года Конгрессу и президентской администрации придется решать вопросы налоговой политики и бюджетного дефицита. Решение продлить «Операцию твист» можно воспринимать как поддержание статус-кво до президентских выборов в ноябре.
Старые макроэкономические рычаги, позволявшие с новой силой запускать двигатель экономического роста, постепенно исчерпывают свои возможности. Поэтому сценарий уже пережитого кризиса 2008-2009 годов разительно отличается от того, который может разыграться на мировых рынках в самом ближайшем будущем.
Экономическим властям придется искать новые методы стимулирования экономики, что может вызвать продолжительную нестабильность на рынках. Мировую экономику ждут новые потрясения и период пугающей неопределенности. Инвесторам в такой ситуации необходимо быть хорошо подготовленными к будущей турбулентности, не допуская при этом ошибок, допущенных три года назад.
| |