|
Ровно 10 лет назад в небе надо Львовом произошла самая страшная катастрофа в мировой истории авиашоу
В 2002 году, 27 июля, на аэродроме Скнилов во время выполнения фигуры высшего пилотажа разбился истребитель Су-27. Он упал прямо на толпу зрителей. На месте происшествия погибли 77 человек (из них 28 детей), еще около трехсот людей получили ранения разной степени тяжести.
В годовщину трагической даты «Комментарии» вспомнили хронологию катастрофы.
27 июля 2002 г., Скниловский аэродром (г. Львов). По случаю 60-ти летия объединения 14-го авиационного корпуса Военно-воздушных сил Украины объявлено традиционное показательное авиашоу. Начало шоу назначено на 12 часов дня.
12:43, из записи бортового самописца истребителя Су-27, который в это время выполняет в небе фигуру высшего пилотажа «косая петля с поворотом». Самолетом управляли пилоты Владимир Топонарь и Юрий Егоров.
12.43.31. Сигнал бортового сигнализатора (на протяжении 5,5 секунды) о снижении по маршруту на высоту, заданную радиовысотомеру. 12.43.33. Егоров: «У нас остаток с тобой большой. Понимаешь?» 12.43.37. Егоров: «6 тонн. Понимаешь?» 12.43.43. Топонарь: «Где зрители...?» 12.43.48 Егоров: «Не знаю, где они...». 12.43.49 Топонарь: «А, вон, вижу». Егоров: «...С правой стороны нет!» 12.43.54. Топонарь (земле): «Пилотаж влево выполняю». Егоров: «Ну что, пошли?». 12.43.58. (Команда с земли) Яцюк: «Влево, влево». 12.44.14. Егоров: «Включай». 12.44.34. Егоров: «Пошли». 12.44.36. Сигнал о снижении на опасную высоту. 12.44.39. Егоров: «Бочка». 12.44.44. Егоров: «Хватит - угол». 12.44.51. Голосовой информатор: «Борт 42, скорость предельная». 12.44.58. Егоров: «Поворачивай». Голосовой информатор: «Борт 42, предельный угол атаки, предельная перегрузка». 12.45.01. (команда с земли) Яцюк: «Поворот». 12.45.02. Егоров: «Выворачивай...» 12.45.05. (команда с земли) Яцюк: «Выводи». 12.45.07. (команда с земли) Третьяков: «Выводи, добавь обороты». 12.45.10. (команда с земли) Яцюк: «Форсаж». Голосовой информатор: «Предельный угол атаки, предельная перегрузка». 12.45.11. (команда с земли) Третьяков: «Добавь обороты». 12.45.18. Остановка магнитофона.
12:52. Истребитель Су-27 задевает дерево, ударяется крылом о бетон и еще некоторое время скользит вдоль земли через летное поле, заполненное зрителями. После этого он задевает стоящий на аэродроме Ил-76 и начинает кувыркаться. На месте падения гремит взрыв и возникает сильный пожар. Еще до первого удара о землю пилоты успевают катапультироваться и остаются в живых.
В первые часы после катастрофыбыло выдвинуто несколько версий случившегося. Среди самых популярных озвучивалась ошибка пилотов, отказ двигателей самолета или ошибка в организации полета. Также говорилось, что зрители на аэродроме были размещены неправильно. Обвиняли даже слишком полный бак самолета, который привел к перегрузу машины. Со временем добавились версии о неисправности машины и отсутствия у пилотов необходимой летной практики. По сей день не существует единого мнения о причинах катастрофы.
В день катастрофы, 27 июля, Кабинет министров принимает постановление №1085 «О выделении денег на проведение первоочередных мероприятий по ликвидации последствий катастрофы». На эти цели из бюджета страны было выделено 10 млн. грн. Так, в среднем каждый пострадавший одноразово получал по 55 тыс. грн.. Ни о какой моральной компенсации или каких-либо других дополнительных выплатах речь не шла.
Кстати, украинские и заграничные общественные организации общими усилиями собрали для скниловцев сумму, аналогичную государственной компенсации - 10 млн. грн.
24 июня 2005 года, после трех лет расследования, Военный апелляционный суд Центрального региона объявил приговор шести людям. Главными виновными в трагедии, произошедшей, по определению суда, из-за «человеческого фактора», признали экипаж Су-27. Приговор был вынесен по статье 416 Уголовного кодекса Украины - «нарушение правил полётов или подготовки к ним, а также нарушение правил эксплуатации летательных аппаратов, приведшее к катастрофе или другим тяжёлым последствиям»
Командира экипажа, полковника Владимира Топонаря, Военный суд Центрального региона Львова приговорил к 14 годам лишения свободы и штрафу в 7, 2 млн. грн, пилота полковника Юрия Егорова - к восьми годам тюрьмы и штрафу в 2, 5 млн. грн.
Приговоры помягче были вынесены также тем, кто непосредственно отвечал за происходящее на аэродроме в июле 2002 года. Так, заместитель командующего 14-го авиакорпуса по боевой подготовке генерал-майор Анатолий Третьяков приговорен к 6 годам лишения свободы и выплате 700 тыс. грн. Его помощник подполковник Юрий Яцук приговорен к 5 годам лишения свободы и выплате 700 тыс. грн. Начальник службы безопасности полетов 14-го авиакорпуса полковник Анатолий Лукиных получил 4 года тюрьмы условно и был обязан выплатить 200 тыс. грн. Ответственный за подготовку экипажа полковник Олег Дюбецкий был оправдан в связи с отсутствием состава преступления.
Никто из обвиняемых своей вины в трагедии не признал.
5 февраля 2008 года состоялось судебное заседание в Военном апелляционном суде Центрального региона, где начался судебный процесс над генералами, обвиняемыми в причастности к авиакатастрофе. Перед судом предстали первый заместитель главнокомандующего Военно-Воздушными силами Украины Сергей Онищенко, бывший главнокомандующий ВВС генерал-полковник запаса Виктор Стрельников, бывший заместитель главнокомандующего по боевой подготовке ВВС генерал-лейтенант запаса Александр Волошенко и бывший заместитель начальника по боевой подготовке генерал-майор запаса Владимир Алексеев. 11 июня 2008 года Военный апелляционный суд Центрального региона оправдал четырех бывших руководителей Военно-Воздушных Сил Украины, причастных к организации авиашоу на Скниловском аэродроме. Как отмечается в приговоре, суд не нашел оснований для привлечения к уголовной ответственности обвиняемых, поэтому считает необходимым оправдать всех четверых в полном объеме. В то же время гражданские иски потерпевших и иск заместителя Генпрокурора о возмещении морального и материального ущерба были оставлены без рассмотрения.
«Скниловская паралелль». Говоря о трагедии во Львове часто проводят параллели с катастрофой русского ТУ 154м, который якобы был сбит украинской ракетой в 2001 г. Жизнь каждого погибшего россиянина и израильтянина Украина оценила в 20 раз выше, чем жизнь каждой жертвы Скнилова: Украина выплатила $200 тыс. компенсации за каждого погибшего в катастрофе над Черным морем, тогда как жертвы Скниловской трагедии получили всего по 55 тыс. грн.
Многочисленные индивидуальные и коллективные судебные тяжбы, с которыми родственники погибших обращали в суды, ни к чему не привели. После оправдания четырех генералов 123 пострадавших в результате авиакатастрофы обратились в Европейский суд с просьбой пересмотреть размер компенсации, полученной ими в Украине, и оценить уровень социальной незащищенности жертв трагедии. До конца июля 2012 года Европейский суд должен огласить вердикт по делу Скниловской трагедии. Как отмечают эксперты, при удачном решении дела пострадавшие могут рассчитывать на выплату компенсации в 50 тыс. евро.
| |