|
Решение отказаться от развертывания систем ПРО в Польше и Чешской Республике во имя «перезагрузки» отношений с Россией было на руку Владимиру Путину, не замедлившему вернуться к антиамериканской политике, считает бывший госсекретарь США
США должны вспомнить, что они - не рядовая страна Начало XXI столетия ознаменовалось рядом событий, затронувшими кровные интересы Соединенных Штатов - [нападением на Нью-Йорк и Вашингтон ] 11 сентября 2001 г., мировым финансовым кризисом и волнениями в арабских странах. Если американцы хотят, чтобы в результате тектонических сдвигов в системе международных отношений мир стал безопаснее, свободнее и богаче, Соединенные Штаты должны побороть нежелание брать на себя роль лидера. Им предстоит встать на защиту свободного рынка и свободных народов, утвердивпревосходство Америки как гаранта мирового прогресса, а не препятствия на пути к нему. Список задач, стоящих перед США в сфере внешней политики, обширен, и возникает искушение предложить тактическое решение для каждой из них. Однако газетные заголовки часто не соответствуют тому, что думают о событиях последующие поколения. Ближайшая задача США - усилить свое влияние и действовать, исходя из исторической перспективы. Мы должны проявить терпение, помогая странам Ближнего Востока создавать основополагающие демократические институты, опираясь на наш опыт и наше влияние. Фундаментальной проблемой данного региона является отсутствие институтов, которые могли бы способствовать преодолению разногласий между суннитами и шиитами, а также защитить права женщин и меньшинств.Даже когда нам приходится срочно делать выбор - например, вооружать или не вооружать сирийских повстанцев- наша политика должна учитывать интересы всех слоев населения. США не должны оставаться в стороне: местные власти могут принять решения, которые усугубят вражду между представителями различных конфессий. Сотрудничая с реформаторами в ближневосточном регионе, мы не должны забывать о том, что в Ираке созданы институты, призванные преодолеть конфессиональные разногласия. Учитывая геополитическое значение Ирака, а также хаос, охвативший соседние с ним страны, и деструктивное влияние Ирана, Соединенные Штаты должны продолжить сотрудничество с Багдадом. Вашингтону следует возобновить развитие отношений с ответственными демократическими государствами за пределами Ближнего Востока. Администрация Джорджа Буша вдвое увеличила совокупный объем помощи демократическим странам и вчетверо - странам Африки. Она направляла помощь тем правительствам, которые правили мудро, в согласии с принципами демократии, вкладывая средства в здравоохранение и образование, строительство открытой экономики и борьбу с коррупцией. В итоге эти страны отказались от зарубежной помощи в пользу частных инвестиций, внеся свой вклад в развитие мировой экономики и укрепление международной безопасности. Деньги американских налогоплательщиков были потрачены не зря. Не стоит забывать и о процессе демократизации Западного полушария. Помощь США и выбранный ими курс торговой политики способствуют установлению демократии в странах Латинской Америки и являются ответом на популистскую политику местных диктаторов. В то же время Вашингтон должен вступиться за диссидентов - от Кубы до Венесуэлы и Никарагуа. Мексика нуждается в особо пристальном внимании по ряду вопросов, включая проблемы с безопасностью, которые представляют угрозу для самой страны и для США. Политика США в Азии вращается вокруг вопросов безопасности. Америка должна сохранить военное преобладание в Тихоокеанском регионе. Стоит задуматься над следующим: за последние восемь лет Китай подписал соглашение о свободной торговле с 15 странами и работает над подписанием таких соглашений еще с двадцатью; начиная с 2009 г. Соединенные Штаты ратифицировали три таких договора во время президентства Джорджа Буша, а также продолжили переговоры по Соглашению о Транстихоокеанском стратегическом экономическом партнерстве, начатые еще в 2008 г. США могут ответить на подъем китайской экономики тем, что примут участие в экономическом развитии Тихоокеанского региона. Активная торговая политика способствует укреплению американской экономики и усилению американского влияния за рубежом, но одновременно с этим позволяет США развивать собственные ресурсы - например, Североамериканскую энергетическую платформу. Высокие цены на нефть усилили позиции Венесуэлы, России и Ирана. Мы разрабатываем альтернативные источники энергии, но заменить гидрокарбонаты они пока не могут - и еще долго не смогут. Нам повезло, что спрос на энергоносители по большей части (а возможно, и полностью)может быть удовлетворен за счет внутреннего рынка и за счет сотрудничества с нашими союзниками - Мексикой и Канадой. Стремление США понравиться противникам омрачило отношения с нашими верными союзниками. Взаимодействие с европейскими странами осуществлялось спорадически, порой им не уделялось должного внимания. Стратегические связи с Индией, Бразилией и Турцией за последние годы не укреплялись и не углублялись. Уго Чавес и иранцы не приняли протянутую руку дружбы. Палестинское государство так и не было создано, поскольку создать его можно только путем переговоров с Израилем, чувствующим себя в безопасности и полагающимся на США. Решение отказаться от развертывания систем ПРО в Польше и Чешской Республике во имя «перезагрузки» отношений с Россией было на руку Владимиру Путину, не замедлившему вернуться к антиамериканской политике. Наши друзья должны быть уверены в том, что мы останемся верны нашим отношениям. Наконец, мы не должны забывать о том, что сила начинается дома. Стать мировым лидером можно только благодаря сильной экономике, основанной на фискальной дисциплине и уверенном росте частного сектора. В конечном итоге успех зависит от того, насколько Америка сможет мобилизовать свой человеческий потенциал - а Соединенным Штатам это всегда удавалось лучше, чем любой другой стране. Наша история - это история того, как реализуются возможности - без чьих-либо санкций на то. Честолюбивые люди съезжались в Америку со всего света в поисках новых возможностей. Отсутствие гуманной и продуманной иммиграционной политики представляет собой угрозу этому великому национальному достоянию. Автор - бывший госсекретарь США Перевела Анна Разинцева
| |