|
75 лет исполняется сегодня одному из выдающихся деятелей отечественного кино - сценаристу, режиссеру и актеру Виктору Мережко: ему мы обязаны появлением таких картин, как «Родня», «Полеты во сне и наяву», «Одинокая женщина желает познакомиться» и многих других. О его карьере вспоминает культурный обозреватель радио «Вести ФМ» Антон Долин.
Уроженец хутора Ольгинфельд, что в Ростовской области, Виктор Мережко учился во ВГИКе в 1960-х и закончил его в 1968 - году рубежа, когда оттепель закончилась (в том числе, и в кинематографе), и искусство начало мучительно искать язык новой искренности, не подвластной советской цензуре. Одним из главных кинодраматургов этой укромной эпохи, эпохи частного переживания, закрытых, отгороженных от социума страстей и людей, стал Мережко.
Он задал интонацию 1970-х сценариями к таким фильмам, как «Здравствуй и прощай» Виталия Мельникова, «Одиножды один» Геннадия Полоки, «Трын-трава» Сергея Никоненко. По-настоящему народными стали его мелодрамы рубежа десятилетий - «Вас ожидает гражданка Никанорова» Леонида Марягина, «Трясина» Григория Чухрая и «Родня» Никиты Михалкова, где сыграла самые выдающиеся свои роли Нона Мордюкова. И, конечно, фильм-символ, фильм-манифест о потерянном герое - лишнем человеке эпохи застоя, «Полеты во сне и наяву» Романа Балаяна. Этот сценарий, как и многие другие, Виктор Мережко писал с натуры.
«Полеты во сне и наяву» - это история моего брата, но пропущенная через себя. Все истории чуть-чуть реальны, а в основном придуманы, ведь голова наполнена тем, о чем мы даже не подозреваем, много - это надо только оттуда вытащить", - говорит Мережко.
«Если можешь, прости», «Забавы молодых», «Одинокая женщина желает познакомиться» - Мережко активно работал до самой перестройки, удивительно быстро адаптируясь к историческому моменту и точно отражая его в индивидуальных судьбах своих персонажей - как правило, людей ни в чем не исключительных, с которыми зритель легко мог себя идентифицировать. Не забывал и об анимации: Мережко - автор сценария нескольких сказок по мотивам русских народных и незабвенного советско-японского полнометражного эпоса о приключениях пингвиненка Лоло. К концу 1980-х сценарии Мережко считались эталонными, и сам драматург не стыдится говорить об этом вслух.
«Мой текст - золотой, я умею писать диалог так, как никто в стране не умеет. Все знают, что к Мережко надо приходить на площадку с абсолютным знанием текста. Есть примеры, как он жестко выгонял неподготовленных со съемок...», - говорит Мережко.
В XXI веке Мережко, не устающий экспериментировать, шагнул в режиссуру и, пожалуй, шедевров не снял, хотя как минимум сериал о легендарной аферистке «Сонька - Золотая Ручка» задал высокие стандарты качества. В нем Мережко заодно сыграл и одну из ролей - криминального авторитета «Червонного валета». Для многих он сегодня - авторитет безусловный, хоть и не имеющий отношения к криминалу. Несмотря на почтенный возраст, многие его замыслы еще ждут своего воплощения на экране.
| |