Минфин и налоговая служба России подозревают, что предприятия незаконно получают из бюджета деньги на содержание мобилизационных мощностей. Это оборудование, которое должно быть использовано на случай военных действий.
Причем речь идет о десятках миллиардах незаконно возвращаемых через НДС рублей. В тонкостях схемы ухода от налогов разбирался корреспондент радио «Вести ФМ» Сергей Гололобов.
Каждое стратегическое предприятие, металлургическое, энергетическое, машиностроительное, и так далее, обязано содержать мобилизационные мощности. Что это такое, пояснил председатель Общественного совета при Министерстве обороны РФ Игорь Коротченко. Для целого ряда предприятий. действительно, существуют мобильные задания, то есть в период особого времени, то есть в условиях войны, эти предприятия должны резко расширить номенклатуру выпускаемой продукции в интересах обороны страны.
«В мирное же мобилизационные мощности либо должны быть законсервированы, либо работать не на полную мощность, ну, или хотя бы не в основном производстве. В любом случае оборудование должно содержаться в полной готовности. И это серьезная нагрузка на предприятие», - отмечает Управляющий партнер компании «2К- аудит-Деловые консультации Морисон Интернейшнл» Иван Андриевский
И предприятие всячески пытается отделаться от этого вопроса, и могут использовать мобильные резервы в коммерческих целях - во-первых, во-вторых могут не соблюдать нормы, связанные с содержанием мобильного резерва. И в третьих зачастую мобильный резерв оформляется как находящийся в должном состоянии, а на самом деле находится в полном запустении.
«Но дело в том, что государство, понимая сложности содержания мобильной ресурсов, помогает таким компаниям путем налоговых льгот. Каждое имеющее на балансе мобилизационные мощности предприятие ежегодно в налоговых декларациях просит эту льготу выделить. В сумме по всей российской промышленности получаются сотни миллиардов рублей. ФНС и Минфин озаботились, откуда такие огромные деньги? Это ж какие мобмощности надо иметь, чтобы освоить такие средства? Провели проверку. Для начала в металлургии. Под налоговый аудит попали в том числе лидеры, Нижнетагильский и Магнитогорский металлургические комбинаты, Челябинский трубопрокатный завод. Все они должны содержать мобресурсы, и получают за это льготы. Итоги проверки оказались печальны. Как рассказал газете "Известия" источник в ФНС, "многие из этих предприятий не имеют к мобподготовке никакого отношения, а используемые ими мощности направлены на гражданское потребление и получение прибыли". За что же тогда давать этим компаниям налоговые послабления? Не за что. Однако компании настаивают на своей позиции, и уверяют, что, например, вот этот станок, и есть самое что ни на есть мобрезерв. Причина же такого разночтения в том, что нет четких градаций, а что считать мобилизационными мощностями», - констатирует Игорь Коротченко.
К сожалению, у нас так и не принят закон о мобильных мощностях в промышленности, поэтому очевидно существует разночтение между позициями предприятий и позиций ФНС. Причем закон желателен прямого действия. Где будут совершенно четок прописаны все необходимые процедуры и меры по компенсации из бюджета на поддержание мобильной мощностей. Ну, а тем временем, налоговики начали проверку мобилизационных мощностей в российской энергетике. Уже отказано в выплате почти двух с половиной миллиардов рублей одной из крупнейших в России энергосистем - «Тюменьэнерго». Руководство компании не представило ни одного документа, подтверждающего участие в мобилизационной программе.