|
На Казанском вокзале в Москве открылась выставка «История РЖД - история России» - 200 архивных фотографий, по которым история Российской империи - СССР - России читается как по карте.
В выставочном зале Царской Башни Казанского вокзала работает выставка фотографий «История РЖД - история России», приуроченная к 175-летнему юбилею Российских железных дорог. Строительство первой русской железной дороги практически совпало с изобретением фотографии, и в архивах РЖД, Российской национальной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина и Московского дома фотографии, в сотрудничестве с которым подготовлена выставка, задокументирована вся история железных дорог России: с Императорской ветки в Царское село до первого «Сапсана». В более чем 200 отпечатках полуторавековая история страны, менявшей имена и границы. Строители Царскосельской ветки выстроились в шеренгу с точно такими тачками, о каких пишет Варлам Шаламов: «Машина ОСО - две ручки, одно колесо». Бендеро-галацкая дорога, спешно построенная для нужд Русско-турецкой войны, сейчас забыта всеми, история не сохранила даже имени фотографа; снимки в альбоме подписаны просто «Антонопуло». В 1878 году эта дорога была отмечена на Всемирной выставке в Париже как самое выдающееся мировое техническое достижение. Либавская железная дорога, соединявшая Курляндию и Виленскую губернию с Николаевской веткой, сейчас проходит по территории другой страны. Но повсюду мы видим один типичный сюжет: паровоз останавливается на мосту и отважный железнодорожник, подбоченясь, глядит через фотографа в вечность. Замерших на фотопластинке строителей станции «Иркутскъ» сменяют таежные романтики, строители БАМа. Стала моментальной фотография, ускорилось время, и «Проходчик» Дм. Бальтерманца с отбойным молотком на плече ступает по шпалам. Многие фотографии этого раздела выставки широко известны. Например, «Путеукладчик» Юрия Садовникова, «Последнее звено БАМа» Александра Абазы, снятые с ветролета «Крутые повороты БАМа» Бальтерманца, в контексте исторической выставки неожиданно напоминающие байку об изгибе дороги Москва-Петербург, который остался от императорского ногтя. Это не единственная параллель: аэродинамическая морда знаменитого «Экспресса» Аркадия Шайхета 1939 года, который в тучах пара несется в светлое будущее, чрезвычайно похожа на обводы Сапсана с современных фото. недостает только хищной красной звезды. Отдельный раздел выставки отдан снимкам Георгия Петрусова из серии «Встреча на Белорусском вокзале». Это 1945 год, встреча победителей. Директор дома фотографии Ольга Свиблова еще 15 лет назад к юбилею победы предлагала городу выставить эту радостную и трагическую серию именно на вокзале, но тогда понимания не нашла. В мировой практике есть случаи, когда вокзалы целиком перепрофилировались в культурные центры. Парижский вокзал Орсе чуть не снесли в 1971 году, но президент Жорж Помпиду добился для него охранного статуса, и в 1986 в нем был открыт знаменитый ныне Музей Орсе. В берлинском Гамбурском вокзале в 1996 году открыли музей современного искусства. Само не вполне по-русски звучащее слово «вокзал» на самом деле произошло от названия парка и увеселительного заведения в лондонском Воксхолле, принадлежавшего в XVIII веке Джейн Вокс. Пока народ тусовался, паровоз объединил Европу. По словам Свибловой, вокзалы были чуть ли не культовыми постройками, первыми храмами глобализации. Они уцелели в период массового сноса второй половины ХХ века, и сейчас пора придать им культурную составляющую, чтобы они принадлежали не только пассажирам, но всему городу. Любая карта покажет, что все железные дороги России ведут в Москву. А где география - там, конечно, и история. Выставка «История РЖД - история России» будет перемещаться по вокзалам страны и Европы. Первая остановка за рубежом, вероятно, Берлин.
Автор: Федор Московер
| |