|
Участникам 38-ой полярной экспедиции все-таки удалось обнаружить льдину, пригодную для базирования дрейфующей станции. И, как выясняется, это еще большая удача: Арктика тает, и, по некоторым прогнозам, в ближайшие пятнадцать лет потеряет до 80% ледяного покрова. Сейчас специалисты приступили к выгрузке оборудования и даже успели встретиться с белыми медведями.
В полночь - когда в Северо-Восточном море уже наступает короткое полярное утро - атомоход «Россия» замирает. Пока светло, нужно успеть провести ледовую разведку. А это целая наука: определить, какая льдина выдержит целый год 15 ученых и не одну тонну оборудования.
«Ледовое поле должно быть старым, то есть оно должно жить не один, а минимум 2 года, - объясняет заместитель руководителя экспедиции ''Арктика - 2010'' Владимир Соколов. - Для того чтобы те деформации, которые в нем есть, ушли, чтобы поле сбросило соли, было достаточно прочным».
7 таких огромных ледовых полей ученые наметили еще за полгода до начала экспедиции: помог спутник. На снимках из космоса хорошо видно: льдины большие, явно из канадского сектора - это там образуется самый крепкий лед. Вот только даже космическая аппаратура еще не научилась определять ни толщину, ни структуру льда. Сделать это можно только вживую. Пробуем.
Для тех, кто хоть раз был на зимней рыбалке, это, в общем-то, знакомая процедура. Только вместо привычного, обычного винтового коловорота здесь гораздо более мощный агрегат. Но ведь и лед здесь особый - арктический.
Первое поле - к западу от острова Врангеля. Не повезло. Три выборочные точки - и все - меньше метра. Летим ко второму квадрату - 170 миль на север. Бур уходит почти на три метра - уже хорошо. Но ученых настораживает сам лед: он торошенный - может треснуть. Возвращаемся на ледокол.
- Путешествие наше будет долгое и увлекательное!
Руководитель группы, сразу видно, расстроен. Он, конечно, предполагал, что слишком холодная зима, а вслед за ней небывало жаркое лето повлияют и на жизнь в Арктике. Тем более что с каждым годом льда здесь становится все меньше. Аномально теплым был 2007 год, потом, вроде бы, климатические показатели приблизились к норме, и вот теперь - снова обильное таяние.
«Не всё так просто: таких льдов с каждым годом становится все меньше и меньше. Раньше их было по 30-40, а сейчас 2-3, вот мы их ищем по всей Арктике», - рассказывает капитан атомного ледокола ''Россия' Олег Щапин.
Через сутки группа ледовой разведки снова поднимается в воздух. Третья попытка найти нужную льдину оказывается удачной. Хотя экспедиция на всякий случай уже успела проложить маршрут практически до самого полюса.
«Мы, конечно, отчаялись, хотели идти на север: там есть одна - 86 градусов в районе полюса. Но у нее жизнь могла быть короткой, 5-6 месяцев максимум. 3.29.06, - рассказывает спецпредставитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров . - Сейчас мы нашли хорошее поле 9 на 13 километров, и лед толщиной до трех метров, есть - метра два. Хорошее поле».
Ученые уверены, эта площадка выдержит тысячи километров дрейфа, пройдет вдоль всего побережья российской Арктики и уйдет в пролив Фрамма, где окажется в теплом течении и начнет разрушаться. Но случится это только через год. А сейчас полярники определяют точное место для станции.
«Сейчас отправляемся на льдину, чтобы уже подыскать там место для посадки вертолета, где разбить лагерь, куда складывать вещи, собак с собой берем», - объяснил начальник дрейфующей станции «Северный полюс - 38» Томаш Петровский.
Впереди - минимум четыре дня разгрузки. Без сна и отдыха. Красными флажками уже отметили ориентиры для вертолета. Одних только домиков нужно снять с ледокола не меньше десяти, а еще трактора, аппаратуру, провиант. Первая работа появилась и у собак. Рано утром Дик и Дина отогнали первого белого медведя.
| |