|
Власти страны планируют увеличить акцизы на высококачественные сорта бензина, чтобы обеспечить дорожные фонды стабильным наполнением. Нефтяники с такой идеей не согласны, считая, что решать проблемы в дорожной сфере надо не только за счет топливных сборов.
Правительство намерено увеличить инвестиции в строительство дорог в стране. Такие планы уже не раз прозвучали от руководства страны, в том числе, в предвыборной программе нынешнего президента Владимира Путина. Делать это планируется за счет дорожных фондов, которые заработали с начала года. Однако, как выяснилось, из-за дифференциации акцизных ставок - чем выше класс топлива, тем ниже ставка - поступления в дорожные фонды резко упали.
Сама идея налогового поощрения нефтяников на выпуск более качественного бензина неплохая. Тем более что в техрегламенте о моторном топливе четко прописаны сроки перехода на следующий класс - «Евро-3» запретят с 1 января 2014 года. Однако власти никак не ожидали, что бизнес так рьяно отреагирует на стимулирующие меры. По подсчетам Росавтодора, дорожные фонды могут не досчитаться 101,8 млрд рублей в ближайшие три года. Большая часть потерь - 73,3 млрд рублей - придется на региональные фонды. Вместе с тем, Минфина планирует увеличить финансирование строительства автодорог почти на 27 млрд рублей в 2014 году и еще на 63 млрд рублей в 2015 году. Однако даже этого не хватит, так как дорожные фонды продолжат терять поступления от топливных акцизов. В результате чиновники и предложили повысить акцизы на высококачественное топливо уже в следующем году. «Однако акцизы вводились для того, чтобы простимулировать отечественные НПЗ и нефтяные компании перейти на более экологичное топливо 5-го класса. Для производителей более качественного бензина акциз был уменьшен. Поняв выгоду, рынок перешел на новый чистый бензин с опережением примерно в два года. В хвосте модернизации плетутся только государственные нефтяные гиганты. В результате быстрой реакции бизнеса Минфин недосчитался значительной части бюджетных доходов от бензиновых акцизов и сейчас стремится наверстать упущенное, приравняв низкие акцизы топлива 5-го класса к высоким акцизам 2-го», - рассказал «Российской газете» исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. С ним в целом согласен и президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль. По его мнению, ситуация, которая сложилась с акцизами, закономерна. Новые акцизы вводились два года назад, и тогда планировалось ежегодное их повышение в соответствии с инфляцией. Эксперт отмечает, что в России и так слишком дорогой бензин, чтобы еще повышать на него цены. По его мнению, неправильно решать все проблемы исключительно за счет цен на топливо. «Почему запланированных 90 миллиардов рублей Минфину недостаточно? Ведь у нас в стране свой щебень, свой битум, есть и технологии. Вполне можно качественно и недорого построить дороги, которые бы не пришлось ремонтировать по 15-20 лет. Климат тут не оправдание. Сумели же в Китае всю страну в рекордные сроки опоясать прекрасными шоссе. Надо сначала проверить, отчего у нас самый дорогой километр дорог в мире, а уже потом акцизы повышать», - прокомментировал Шмаль.
| |