|
Новый проект ПРООН и Верховного Суда нацелен на внедрение в Узбекистане передовой мировой практики в судебном администрировании и исполнении судебных решений.
В конце июля Программа развития ООН и Верховный Суд Республики Узбекистан запустили совместный проект «Реформа гражданского судопроизводства: эффективное судебное администрирование». Проект будет реализовываться с участием Исследовательского центра при Верховном суде, Департаментом по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов и другими организациями, сообщили «Газете.uz» в ПРООН.
Проект «Реформа гражданского судопроизводства» будет осуществляться до конца 2014 года. Он будет состоять из нескольких взаимосвязанных компонентов, направленных на укрепление гражданских судов путем внедрения передовой мировой практики в судебном администрировании, исполнение судебных решений, а также установление сотрудничества между гражданскими судом, судебным департаментом и обществом.
Проект будет работать на двух уровнях, пытаясь связать механизм принятия решения на высшем уровне с пилотированием в Зангиатинском межрайонном гражданском суде, который потенциально охватывает 600 тысяч человек. Пилотный подход послужит отправной точкой для имплементации полномасштабной реформы гражданского судопроизводства.
Особое внимание, отметили в проекте, будет уделяться внедрению автоматизированного процесса прохождения судебного дела (Электронное судопроизводство) в пилотном гражданском суде: от подачи иска до получения окончательного решения.
«Промедление в правосудии - есть отказ в правосудии» - этот старый правовой принцип подразумевает, что отсутствие своевременной гражданско-правовой защиты для стороны, законные интересы которого нарушены, приравнивается к отсутствию правосудия вообще. Это является принципиальным основанием, на котором базируются основные права на своевременный суд и необходимость укрепления потенциала судебной системы в области рационального и эффективного разрешение споров.
В Узбекистане проблемы в правосудии возникают в результате существенного бумажного делопроизводства, непоследовательных решений, а также трудоемких бюрократических отчетностей судей. В результате стороны, ищущие справедливости, сталкиваются с проблемами своевременного решения своих споров. Для обеспечения законных прав и интересов граждан, а также эффективного обеспечения верховенства права путем расширения доступа к правосудию необходима дальнейшая реформа судебной системы.
К настоящему времени в стране реализована новая концепция глубокого реформирования и либерализации судебно-правовой системы как важнейшей составляющей формирования правового государства. Осуществлена специализация судов, в частности, созданы и эффективно функционируют суды по гражданским и уголовным делам. Суды освобождены от таких не свойственных им функций, как исполнение судебных решений.
Важным этапом реформирования судебной системы стало принятие в декабре 2000 года новой редакции закона «О судах». В нем был использован международный опыт судебных реформ и опыт реформирования судебно-правовой системы, накопленный за все годы независимости, а также созданы условия для дальнейшей демократизации и совершенствования деятельности судов.
Как отмечают в новом проекте ПРООН, традиционно внимание доноров и международных организаций, содействующих в реализации судебно-правовой реформы, уделяется уголовному праву и уголовному судопроизводству. Гражданскому же судопроизводству уделяется незначительное внимание, хотя эта сфера требует к себе более пристального внимания, так как все большее количество людей сталкиваются с проблемами защиты своих прав в гражданском судопроизводстве (за девять месяцев 2011 года - более 1,5 миллиона обращений, около 60% из которых исполняется). Экономический рост страны также способствует увеличению спроса на такого рода государственные услуги.
По данным проекта ПРООН, в среднем по республике на одного судью приходится около 300 дел ежемесячно. Если разделить эту цифру условно на 20 рабочих дней в месяц, то ежедневная нагрузка составит по 34 дела на каждого судью. Более того, судьи тратят на бумажную отчетность более 3 дней ежемесячно или 36 дней ежегодно. На деле потенциал судов по администрированию и рассмотрению такого количества дел недостаточен и приводит к несвоевременному рассмотрению дел, влияя на качество рассматриваемых дел.
В основном это дела по восстановлению на работу, взысканию заработной платы (высокая доля), расторжению брака (самая высокая доля), взысканию алиментов на содержание несовершеннолетних детей (высокая доля), установлению отцовства, лишению родительских прав, выселению из жилых помещений, признанию утратившими право на жилую площадь, праву собственности, а также по спорам, связанным со сделками, и другие.
Предварительный анализ показывает, что для решения своего спора истцы и ответчики посещают суд первой инстанции по гражданским делам в среднем 6-7 раз. Именно из-за длительности рассмотрения спора и конечного исполнения решения, а также иных объективных причин отдельные граждане стараются решать свои проблемы вне суда.
Как показывает практика, многие граждане не могут защитить свои права только потому, что они не имеют представления, куда им обращаться, неправильно составляя свои заявления, и обращаются с ними не в те компетентные органы, в которые им нужно было обратиться.
| |