|
Проект по созданию собственной атомной подводной лодки, который разрабатывает Бразилия, позволит стране подняться на новый геополитический уровень, полагают эксперты, но против кого и за что хочет воевать самая успешная страна Латинской Америки, понятно не вполне.
Бразилия первой в Латинской Америке начала разработку собственной атомной подводной лодки. Как сообщает издание «Jane`s», на проектирование АПЛ отводится 3 года, на строительство - около 6 лет.
В ходе визита в исследовательский центр Арамар, в котором ведутся разработки в рамках программы создания первой бразильской атомной подводной лодки, вице-президент Бразилии Мишель Темер заявил, что первая бразильская АПЛ войдет в строй в 2025 году после трехлетнего периода испытаний.
План создания собственных АПЛ был объявлен еще в 2008 году, и в конечном итоге предусматривал строительство пяти новых подлодок. Каждая должна стоить около 565 млн долларов, пишет интернет-издание Российского атомного сообщества.
Бразилия станет седьмой в мире страной, обладающей АПЛ. Бразильские военные утверждают, что подводные лодки будут использоваться исключительно для защиты морских запасов нефти страны, а также исследовательских платформ, которые предназначены для расширения этих запасов.
Кроме исследовательских, собственно военные АПЛ делятся на три типа: многоцелевые лодки (МЦАПЛ), стратегические ракетоносцы (РПКСН) и лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК). По заявлениям экспертов, ПЛАРК - уникальная технология, которая есть у России и США, но переговоров о передаче Бразилии прототипов и образцов не велось. В свою очередь стратегические ракетоносцы являются одним из компонентов ядерной триады (в нее также входят стратегическая авиация и межконтинентальные баллистические ракеты), но речь о разработке Бразилией МБР пока вообще не шла.
В итоге остаются многоцелевые лодки с преимущественно торпедным вооружением, и, судя по всему, именно АПЛ такого типа сойдут со стапелей верфи ICN в Итагуаи.
Как отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД Илья Крамник, военный обозреватель РГРК «Голос России», технологически Бразилия зависит в этом проекте от Франции.
«Прототипом станет францзуская дизельная подводная лодка "Скорпен", она и будет использоваться для последующего строительства на ее базе АПЛ. У самих французов есть атомные подводные лодки двух типов, устаревшая "Рюби" (последняя была введена в строй еще в 1993-м году) и еще разрабатываемая "Барракуда", но бразильский проект будет создаваться на основе "Скорпена" с иной энергетикой».
Виктор Литовкин, ответственный секретарь «Нового военного обозрения» полагает, что Бразилии вполне под силу создать свою АПЛ, однако «очень непросто превратить дизельную подлодку в атомную, для этого нужно обладать способностью создавать ядерные реакторы для лодок и иметь возможность построить ядерную силовую установку. Такую задачу на сегодняшний день могу решить считанные страны. Даже Индия не в состоянии этого сделать».
«Индийцы как раз для этих же целей уже второй раз берут в аренду у России атомные подводные лодки "Нерпа": они изучают, как она работает», - пояснил Литовкин механику перелицовки дизельной подлодки в атомную.
Следуя этой логике, Бразилия будет опираться на французский опыт, тем более, что на базе «Скорпен» уже ведется создание дизельной подводной лодки типа S-BR.
Опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты полагают, что Бразилия, даже если проект АПЛ удастся, не будет ни с кем воевать.
«Страна смотрит на десятки лет вперед, - уверен Илья Крамник - Существуют два направления бразильских интересов - в Африке, где возможны политические столкновения с европейскими странами и Китаем, и гипотетически - в Антарктиде. Бразилия - растущая экономика, наращивание военного потенциала - это в том числе заявка на будущее, на участие в геополитике наравне с ведущими мировыми игроками».
Согласен с Крамником и Виктор Литовкин, который, правда, полагает, что освоение Антарктиды при помощи АПЛ - слишком рискованный проект, но амбиции Бразилии, претендующей на статус региональной сверхдержавы, не нельзя недооценивать.
По словам Литовкина, подобных проектов можно ожидать и от ЮАР, и от Южной Кореи, и от Ирана, если позволит политическая ситуация.
В июне этого года заместитель командующего ВМС Ирана адмирал Аббас Замини заявил газете «Fars» о том, что страна готова построить 12 АПЛ, однако, как отмечает газета "Военный обозреватель", «заявление представителей иранских ВМС пока носят скорее политический характер».
| |