|
В Самарском областном художественном музее проходит выставка «Транссибирские маршруты» современного итальянского художника Франко Виолы, признанного мастера пейзажной живописи. В преддверии 2011 года - Года Италии в России! - выставка приглашает самарцев в мир современного итальянского искусства
Франко Виола по рождению сицилиец из города Гаэты, где родился в 1953 году. Начинал свой творческий путь, как художник-график. Во время частых прогулок в окрестностях города Франко, подобно многим другим художникам (не только итальянцам!), зарисовывал элементы пейзажа, пытаясь почувствовать, осознать и отобразить сам дух природы.
Художественные навыки Франко Виола развивал параллельно с занятиями наукой и исследованиями в области астрономии и космонавтики. Результатом этого уникального синтеза стал особый художественный язык Франко Виолы, рожденный на стыке науки и искусства - двух, казалось бы, взаимоисключающих способов восприятия мира. Можно сказать, что Франко Виола поверил живописную гармонию астрономической алгеброй спутникового космического познания нашей планеты. В работе ему помогали фото Земли, сделанные со спутника. В «телескопических» пейзажах Виолы нет ни людей, ни сооружений, построенных человеком. И, тем не менее, пейзажи не оставляют ощущения «безлюдья». Некоторые пейзажи монохромны, но при этом Виола считается виртуозным экспериментатором с цветом. Отличительная особенность живописных ландшафтов итальянского художника, наряду с отсутствием на его полотнах человека, - игра со светом.
Посетители выставки удивляются, насколько, оказывается, природа может гармонично существовать и без нас, людей. В работах Франко Виолы людей с успехом заменяют деревья. Согласитесь, здесь есть повод не только удивиться, но и задуматься! Деревья становятся главными действующими лицами человеческой драмы, чувства отражены в мельчайших и тончайших движениях веток, которые сродни движению души. Пейзажи Виолы экспрессивны, в них нашли воплощение первородные силы космоса и древняя философия четырёх элементов мира - земли, огня, воздуха, воды. С одной стороны - темпераментный характер импульсивного живописного мазка, с другой - едва ли не каллиграфическая точность и выверенность линий. С одной стороны - эмоциональность декоративного колорита, с другой - немногословная созерцательность.
Критики и публика впервые по достоинству оценили самобытность творчества Франко Виолы в начале 90-х годов прошлого века. После первой персональной выставки в Италии в 1993 году художник был приглашён продемонстрировать свои работы в Вашингтоне. В том же году в Париже была издана его первая монография, за которой последовали ещё восемь монографий.
Персональные выставки Франко Виолы проходили в Музее современного искусства Варезе (Италия, 2005), в Венском художественно-историческом музее (Австрия, 2006), в Московском музее современного искусства (Россия, 2008). В Самаре выставка Франко Виолы, до этого побывавшая в Томске, Новосибирске, Омске, проводится впервые и продолжит свою работу до 15 октября 2010 года.
| |