|
Осенью несистемная оппозиция в очередной раз попытается объединиться: с помощью праймериз будет выбран так называемый Координационный совет оппозиции (КСО). Однако пока о перспективах проекта говорить сложно: среди участников много разногласий, а организаторам выборов безразличен их смысл.
Часть лидеров несистемной оппозиции готовится сформировать осенью первый единый выборный орган, который будет отвечать за переговоры с действующей властью, координацию протестных действий и прочую совместную деятельность. Как сообщил в комментарии РИА «Новости» лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов, выборы КСО состоятся 7 октября, т. е. за неделю до официального единого дня голосования по всей стране.
Проведением выборов займется специальный оргкомитет (каким образом он был собран, неизвестно). В него входят, в частности, член движения «Солидарность» и устроитель «Марша миллионов» Сергей Давидис и депутат екатеринбургской гордумы, сторонник опального блогера-антикоррупционера Алексея Навального Леонид Волков.
По их словам, чтобы получить возможность проголосовать, нужно будет предварительно зарегистрироваться в качестве избирателя. Как ожидается, в процедуре могут принять участие от 100 до 500 тыс. таких избирателей. Проводиться выборы будут за счет кандидатов, каждый из которых должен будет внести в специальный фонд по 5-10 тыс. рублей.
В общей сложности КСО будет состоять из 45 человек. 30 - самостоятельные кандидаты, еще 15 - представители т. н. «идеологических курий»: либералов, националистов и левых.
По мнению авторов идеи создания КСО, избранные таким образом лидеры будут выглядеть легитимными представителями протестующих и, соответственно, смогут начать диалог с властью.
«Периодически возникают вопросы, кто все эти люди, кого они представляют. Праймериз должны решить эту проблему», - пояснил ранее "Коммерсанту" один из потенциальных участников выборов в КСО, член федерального политсовета Республиканской партии - Партии народной свободы (РПР-ПАРНАС) Илья Яшин. По его словам, свои кандидатуры готовы выставить такие оппозиционеры, как вышеупомянутые Сергей Удальцов и Алексей Навальный, сопредседатель РПР-ПАРНАС Борис Немцов, депутаты Госдумы Геннадий и Дмитрий Гудковы, Илья Пономарев (правда, независимо от своей партии «Справедливая Россия») и другие.
Впрочем, несмотря на наличие известных представителей разных политических течений, сомнения в репрезентативности выборов все равно остаются. В частности, не согласилась участвовать в выборах в КСО большая часть руководства РПР-ПАРНАС. В него, помимо согласных Яшина и Немцова, напомним, входят два сопредседателя: Владимир Рыжков и Михаил Касьянов - а также еще 14 членов федерального политсовета. В их официальном заявлении говорится, что партия не поддерживает любые идеи конкуренции между оппозиционерами.
«Искусственно навязываемая конкуренция будет лишь раскалывать протестное движение, разъединять граждан, нанесет серьезный ущерб протестному движению, подорвет доверие граждан к его лидерам», - это сообщение тут же вызвало насмешки коллег по оппозиции.
«ПАРНАС испугался участвовать в праймериз и хочет решать все уютным круглым столом», - написал по этому поводу Навальный в своем блоге.
«Цель не мое дело»
О тонкостях процедуры, возможных проблемах и целях выборов КСО газете ВЗГЛЯД рассказал один из организаторов процедуры Леонид Волков.
ВЗГЛЯД: Как можно зарегистрироваться избирателем?
Леонид Волков: Каждый может зарегистрироваться лично в специальном пункте регистрации либо через интернет, но исключительно на аттестованных площадках. Пока их перечень не готов, но скоро мы его представим.
ВЗГЛЯД: Как вы будете сопоставлять зарегистрированного избирателя и реально существующего человека? Например, что мешает сначала прийти лично в пункт регистрации, получить идентификационный код избирателя и хоть в тот же день на другое имя получить второй идентификационный код через интернет?
Л. В.: Ну слушайте, чтобы избежать этого, существует масса способов идентификации личности...
ВЗГЛЯД: Например?
Л. В.: Электронная цифровая подпись, регистрация на проверенном сайте. Да и много других.
ВЗГЛЯД: А как планируете противостоять попыткам заняться накрутками и мошенничеством?
Л. В.: Как раз для этого и создается реестр аттестованных площадок для регистрации избирателей.
ВЗГЛЯД: Например, сайт democratia2.ru (интернет-ресурс, где оппозиционные блогеры обсуждают свои планы, идеологию, цели и пр.; там же часто проходят голосования по тем или иным вопросам; несмотря на заверения модераторов, возможность фальсификаций во время этих голосований подтверждают даже их участники)?
Л. В.: Вполне возможно, что «Демократия 2» будет участвовать, но пока она аттестацию не прошла.
ВЗГЛЯД: Уточните, пожалуйста, как будет проходить непосредственно голосование?
Л. В.: Избиратель должен проставить 45 «галочек» в бюллетене напротив имен людей, которые, как он считает, должны войти в КСО.
ВЗГЛЯД: Какова цель этих выборов, функционал будущего КСО и его власть, если можно так выразиться?
Л. В.: Это не мое дело. Я занимаюсь лишь организацией непосредственно процедуры выборов. Вопросы о целях избранной организации стоит адресовать тем, кто ее придумал.
ВЗГЛЯД: У вас как у технического организатора не возникают опасения, что те оппозиционеры, которые выступают против этих выборов, делегитимизируют их результат?
Л. В.: Меня как технического организатора это не волнует. Кто хочет участвовать - тот будет, кто не хочет - не будет. Единственное, что на этот счет могу сказать: очень странно слышать от кого-то, что такие объединительные процедуры, как проведение праймериз, могут чем-то повредить. Полагаю, что люди, высказывающие такие опасения, просто не уверены в своих силах.
«Итоги этих выборов неминуемо оспорят»
Политологи в свою очередь оценивают будущий центральный орган власти в оппозиции и подход к его созданию как не самый объективный и эффективный. Член Общественной палаты РФ, директор Фонда исследования проблем демократии и специалист по выборам Максим Григорьев предрекает многочисленные споры по поводу КСО.
«Любые общественные организации имеют право на существование, на организацию каких-то внутренних выборов, кампаний, своих лидеров и т. п. Это только приветствуется. Однако в данном случае орган вряд ли удастся назвать объединяющим», - говорит он.
Во-первых, доверие к КСО как к единому оппозиционному центру подорвано практически сразу. «КПРФ или "Справедливая Россия", являющиеся крупнейшими оппозиционными партиями, вряд ли признают КСО. А без их участия претендовать на статус объединенного оппозиционного центра принятия решений вряд ли удастся», - говорит Григорьев.
Во-вторых, под сомнение легитимность КСО будут ставить бывшие «несистемщики», которые решили зарегистрировать свои партии и сейчас озабочены судьбой собственных проектов.
«Итоги этих выборов неминуемо будут оспариваться лидерами зарегистрированных партий (РПР-ПАРНАС была зарегистрирована 2 августа - прим. ВЗГЛЯД), - рассуждает политолог. - Имея собственные площадки для полноценной политической деятельности, они не позволят "несистемщикам" даже формально получить лидерский статус и будут его всячески оспаривать».
В-третьих, как показывает практика, «даже малая часть оппозиции, которая будет участвовать в этих выборах, в итоге вряд ли сможет мирно договориться о своих отношениях по итогам голосования».
«Ведь кто-то должен будет стать главным, а кто-то второстепенным, - поясняет Григорьев. - А так как процедура неформальная - ничто не помешает проигравшим подвергать итоги сомнению даже при полном отсутствии доказательств».
Говоря о возможных спорах по поводу итогов, эксперт подчеркнул, что выборы оппозиции в интернете будет на руку одним политикам и одновременно против других.
«На объективности этих выборов сказывается их "заточенность" под интернет-аудиторию. Дело в том, что некоторые политики, например лидер "Яблока" Григорий Явлинский, достаточно популярны в народе, но интернет их не принимает. Другие наоборот - например, Навальный. Он популярен в интернете, но не имеет широкой поддержки в народе. Соответственно, выборы КСО в Сети - это бонус как раз второму типу политиков».
Впрочем, Григорьев полагает, что участники могут активно использовать процедуру в личных интересах.
«Выборы КСО назначены на 7 октября, т. е. за неделю до официальных выборов по стране (единый день голосования - 14 октября - прим. ВЗГЛЯД). Очевидно, что в этом есть элемент пиара, - говорит эксперт. - За счет участия в этой процедуре политики, которые также участвуют и в официальных выборах, будут накручивать популярность. Вероятно, будут и те, кто попытается представить выборы КСО как полноценную альтернативу реальным выборам. Впрочем, последнее - заведомо проигрышная идея».
| |