|
4 августа 1978 года ушла из жизни одна из самых противоречивых женщин советской эпохи и муза Владимира Маяковского Лилия Брик. Она так сильно повлияла на его творчество, что до сих пор считают, что именно Брик подняла известного поэта на вершину славы и создала из него того Маяковского, какого мы знаем.
Именно поэзия стала той искрой, которая зажгла в июле 1915 года чувство между Владимиром Маяковским и Лилией Брик. К слову, Владимир Владимирович всегда имел ошеломительный успех у женщин. А зимой 1914 года он сам пережил большое сердечное потрясение - во время выступления в Одессе влюбился в юную девушку Марию, которая не ответила ему взаимностью. Эта драма вдохновила поэта на создание первой поэмы - и одного из его лучших поэтических произведений - «Облако в штанах». Именно ее он впервые прочитал в доме Бриков. Он был настолько очарован Лилией, что тут же посвятил произведение ей. Позже Маяковский назвал этот день «радостнейшей датой».
Чем же покорила Лилия красавца-поэта? Ведь Брик не была красивой. Маленькая ростом, худенькая, сутулая, с огромными глазами, она казалась совсем подростком. Однако было в ней что-то особенное, женственное, что так притягивало мужчин и заставляло тех восхищаться этой удивительной женщиной. Лиля это прекрасно осознавала и использовала свои чары при встрече с каждым понравившимся ей мужчиной.
- Она умела быть грустной, капризной, женственной, гордой, пустой, непостоянной, умной и какой угодно, - вспоминал один из ее современников. В день встречи с Маяковским она уже была замужем, но муж Осип закрывал глаза на все увлечения своей любвеобильной жены.
А Маяковский ухаживал за Лилей бурно, безоглядно. Ему нравилось и то, что перед ним была дама, женщина другого круга - элегантная, умная, воспитанная, до конца непознаваемая, с прекрасными манерами, интересными знакомыми и лишенная всяких предрассудков. Они встречались каждый день и стали неразлучны, но его чувства доминировали. Лиля же была спокойнее и умела держать его на расстоянии, от которого он сходил с ума. Она любила его, но не без памяти. Она была то нежна с ним, то отчужденно-холодна, и Маяковскому казалось, что Лиля околдовала его, вселила в него безумие. Он отвечал на все ее перепады отчаянием и стихами, которые приводили женщину в восторг.
"Романчики" любви не помеха Лиля Брик, сторонница свободной любви, заставляла страдать Маяковского от своих «увлечений», но неизменно говорила: «Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи». Жизнь втроем (со своими законным и гражданским мужьями), неисчисляемые любовники, поклонники и воздыхатели создавали некий ореол порочности вокруг Брик. О главных мужчинах своей жизни она говорила так: «Я всегда любила одного - одного Осю, одного Володю, одного Виталия и одного Васю.»
Владимир Маяковский также увлекался женщинами. Он по несколько месяцев проводил в Лондоне, Берлине и особенно в Париже, что Лилю очень устраивало. Именно там жила ее младшая сестра Эльза, которая пристально следила за парижской жизнью поэта и докладывала Лиле о его любовных интригах. Рассказывая сестре о «романчиках», Эльза всегда добавляла: «Пустое, Лилечка, можно не волноваться». И та успокаивалась ненадолго и продолжала с упоением читать письма и телеграммы своего поклонника.
А Маяковский встречался с женщинами, проводил с ними все время и непременно шел с новыми подругами в магазины, чтобы обязательно что-нибудь купить для московской возлюбленной.
Не успела В феврале 1930 года Лиля и Осип Брик уехали в Европу. 14 апреля рано утром у Маяковского было назначено свидание с молодой и замужней женщиной Вероникой (Норой). Постоянные срывы в изданиях, вечно ускользающая любовь Лили, непонимание и одиночество к тому моменту добивали поэта. Когда Вероника приехала к нему в комнату на Лубянку, Маяковский запер дверь на ключ и положил его себе в карман. У них был долгий разговор, в котором Владимир Владимирович убеждал Нору переехать к нему немедленно и насовсем, во всем признаться мужу и тут же изменить их жизнь. Та в свою очередь говорила, что невозможно решить так все сразу. Он отпустил ее.
Пройдя несколько шагов до парадной двери, Нора услышала выстрел. Ноги ее подкосились, она заметалась. Войдя, увидела на полу распластанного Маяковского с открытыми еще глазами. Он силился что-то сказать, но вскоре замолчал и стал бледнеть.
Лиля узнала о трагедии в Берлине, возвращаясь из Лондона домой. - Если б я в это время была дома, может быть, и в этот раз смерть отодвинулась бы на какое-то время, - писала она своей младшей сестре Эльзе, имея в виду предыдущие попытки суицида Маяковского... По иронии судьбы последняя открытка от Лили Маяковскому была отправлена 14 апреля 1930 года, в день самоубийства поэта. До последних дней Лиля Брик носила кольцо Маяковского на золотой цепочке с гравировкой своих инициалов «Л. Ю. Б.», которые складывались в бесконечное: люблюблюб...
Факт В 1929 году Владимир Маяковский прислал своей музе подарок из Парижа - автомобиль «Рено». Лиля Брик стала второй женщиной-москвичкой, которая села за руль.
| |