|
Японским производителям все труднее тягаться с корейскими и американскими компаниями на мировом рынке. Они согласны производить продукцию под заказ конкурента.
Прозвучавшие вчера заявления глав компаний Sharp и RIM указывают новый тренд - крупнейшие японские компании, возможно, станут контрактными производителями: сборщиками готовых изделий или поставщиками комплектующих.
ПРОВАЛЫ И УБЫТКИ
Акции Sharp подешевели на 27% в течение одной торговой сессии на токийской бирже. Такого падения там не видели с ноября 1974 года. Еще в мае компания рассчитывала на прибыль в размере 20 миллиардов йен, а перед самым обвалом понизила прогноз по убыткам с 30 до 240 миллиардов йен. Негативный прогноз имеет под собой веские основания: слишком печальны итоги первого квартала 2012 года (в Японии он заканчивается 30 июня). По сравнению с первым кварталом 2011 года продажи телевизоров Sharp упали на 49,4% в денежном выражении, а мобильных телефонов - на 68,4%. Компания объявила о планах сократить персонал на 5 тысяч человек.
Днем раньше об убытках отчиталась Sony. Убытки корпорации за первый квартал составили 24,6 миллиардов иен против 15,5 миллиардов годом ранее. Плановые сокращения Sony составят 10 тысяч сотрудников.
На этом фоне итоги Panasonic выглядят позитивно: прибыль составила 12,8 миллиардов йен по сравнению с убытком в 30,4 млрд йен в аналогичном квартале прошлого года. Но квартальные продажи снизились на 6% в денежном выражении, что тоже является тревожным знаком.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Куда податься японским производителям, чтобы компенсировать убытки от сокращения продаж телевизоров? Попытки создать премиальный рынок 3D-телевизоров практически провалились - рынок без особого воодушевления встретили трехмерное телевидение. Smart-модели и новые высокотехнологичные LCD-телевизоры активно продают корейские и китайские компании.
Конечно, компании могут активизировать деятельность подразделений, некогда рассматриваемых как побочные бизнесы: Sony на медиарынке, Panasonic в производстве аккумуляторов. Правда, у Sharp нет соответствующей возможности.
Но что делать с технологическими разработками в области производства высококачественных панелей, в которые вложены огромные средства? Использовать их в совместных проектах с другими компаниями, уходя на рынок поставки комплектующих для продукции более успешных фирм. Если посмотреть на заявление представителей компаний, то этот тренд выглядит логично. Более того, его уже начали реализовывать.
ЯПОНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВНУТРИ САМЫХ УСПЕШНЫХ ТОВАРОВ
Такаши Окуда, президент корпорации Sharp, вчера во время брифинга в Токио заявил о том, что корпорация в августе начнет производство дисплеев для iPhone 5. Из технических деталей президент раскрыл только диагональ экрана - 4 дюйма - и заявил, что использование дисплея Sharp позволит сделать новый iPhone еще тоньше. Учитывая, что новый iPhone будут покупать десятками миллионов, этот бизнес вполне может компенсировать убытки от снижения продаж телевизоров на сотни тысяч штук.
Ранее Sharp наращивал сотрудничество с Foxconn. В частности, по данным китайского ресурса Commercial Times корпорации в июне планировали совместное строительство завода по производству ЖК-панелей шестого поколения, которые, как предполагалось, будут поставлены для Apple TV. Официального подтверждения информация не получила - Apple, как обычно, не дает комментариев по будущим товарам - но такие действия японской корпорации находятся вполне в русле описываемого тренда.
Заметим, что подобные бизнес-решения рассматривает не только Sharp и они ориентированы не только на Apple. Например, сегодня Торстен Хейнс, главный исполнительный директор компании Research in Motion, заявил о невозможности компании самостоятельно выпускать достаточное количество смартфонов на платформе Blackberry и отметил, что готов передать производство сторонним компаниям, в частности, Sony. Глава RIM заявил, что рассматривает несколько вариантов сотрудничества с Sony. Вряд ли такое заявление было бы возможно без предварительных договоренностей с японской корпорацией.
Корейские компании давно поставляют прямым конкурентам комплектующие. Наиболее известный пример - Samsung, проявляющий необычайную активность на рынке смартфонов, но при этом на своих мощностях выпускающий процессора А5 для iPhone своего злейшего конкурента. Очевидно, на этом пути японским корпорациям придется столкнуться со своими корейскими конкурентами, но тут на руку японцам может сыграть технологические преимущества. Например, дисплей для нового iPhone будет тоньше - предположительно, на 0,5 мм - за счет технологии «in-cell», позволяющий интегрировать сенсорный слой в саму панель, причем такой подход позволит снизить и вес устройства.
Александр Маляревский, ПРАЙМ
| |