|
На фестивале в Усадьбе Сандецкого выступило известное джазовое трио.
(KZN.RU, 3 августа, Алиса Розанова). Концертом «Секретная миссия» джазового трио Андрея Кондакова завершился четвертый концертный день фестиваля «Джаз в Усадьбе Сандецкого». Вместе с джазовым пианистом Андреем Кондаковым знакомили казанцев с «секретной миссией» контрабасист Владимир Волков и барабанщик Гарий Багдасарьян. Журналист KZN.RU узнала у Андрея Кондакова о казанской публике, особом контакте между музыкантами, отличиях традиционного джаза от современных направлений. **В СМИ вас часто называют «гуру российской джазовой сцены». Какое у вас отношение к этому? Это звание накладывает некоторые обязательства?** **А.К:** Думаю, нужно спокойнее относится к таким «званиям», нужно просто делать свое дело. Скорее я отношу себя к «вечным студентам». Мы, джазовые музыканты, учимся друг у друга, и это постоянный процесс. **Вы работаете с различными направлениями джаза. Чем это обусловлено?** **А.К.:** Первый мой кумир был джазовый пианист Эрл Гарднер, и первый мои опыты были в традиционном ключе. Потом я познакомился с современными направлениями, начал писать свою музыку. Джаз активно развивался в 1970-80-е годы, аналогичные изменения происходили и в моей жизни. Приехав в Санкт-Петербург в начале 90-х годов прошлого столетия, я стал сотрудничать с музыкантами современных направлений - Вячеславом Гайворонским, Владимиром Волковым, которые стали для меня мостиком к новому джазу. И по сей день я играю и музыку в стиле фьюжн, и традиционный джаз. Хотя в Санкт-Петербурге играю очень редко, чаще в Нью-Йорке с американскими музыкантами. Есть проект с бразильскими музыкантами, очень важное для меня трио с Вячеславом Гайворонским и Владимиром Волковым. Не менее важное трио, с которым мы выступили на фестивале «Джаз в Усадьбе Сандецкого» - с Владимиром Волковым и Гарием Багдасарьяном. Мне кажется, именно в этом проекте переплелись элементы разных стилей. **Какое из направлений джаза вам ближе?** **А.К.: **Трудно сказать. Когда импровизируешь, очень важен контакт с музыкантами, с которыми ты играешь, это коллективное дело. Если тебе не интересно то, что ты делаешь, ничего не получится. Здесь твой удел - играть то же соло, а также импровизировать. Но азарт, острые ощущения появляются от совместной игры, когда мы неожиданно для самих себя что-то создаем, цепляемся за увлекающие идеи. Это может происходить внутри стилистически разных проектов. Кстати, играя традиционный джаз, тоже можно быть очень азартным. Поэтому я бы не стал говорить о стилистических приоритетах. Джаз развивается очень бурно. Раньше европейская и американская джазовые традиции разделялись, а сегодня границы стираются, музыканты этих школ изучают опыт друг друга, и мы тоже находимся в центре этих процессов. **Аудиторию джазовой музыки можно сравнить с ценителями оперы или балета, которых всегда было немного? Или сочетания различных музыкальных направлений сегодня делает джаз более массовым, как в середине прошлого века? ** **А.К.:** У джаза, как у некоммерческого по сути вида искусства, всегда была своя преданная публика. Если в 1930-е годы под эту музыку умудрялись танцевать, то уже в 40-е появился стиль bebop, который совершенно не был рассчитан на танец. Вместо вокальной составляющей на первый план выходит инструментальное начало, виртуозность исполнителей. Это началось еще в 1960-е годы. Мне кажется, все сегодняшние тенденции были намечены именно в то время, когда развивалось направление free-джаза, как очень свободной музыки, появились электронные инструменты. Это было очень интересное время, когда у Майлза Девиса - действительного «гуру» джаза" был порыв сделать совместный проект с Джимми Хендриксом, революционером блюза. Им всем было интересно попробовать что-то новое, особенно, в Нью-Йорке, где до сих пор можно наблюдать «варево» всего лучшего из различных направлений и музыкальных стилей. Это город, где даже в подземном переходе можно столкнуться с удивительными музыкантами. Похожие процессы есть и в других больших городах, например, в Париже развита музыка представителей африканской музыкальной культуры. Россия же была долгое время закрыта от западной музыки, и спасением была программа Уиллиса Коновера на радио «Голос Америки». Он знакомил нашу публику с лучшими образцами джаза. А еще пластинки, которые так или иначе попадали в Советский Союз. В 70-е годы благодаря фирме «Мелодия» Дюк Эллингтон, Каунт Бейси и другие стали вдруг доступны. Лучший концертный альбом моего любимого музыканта Эрла Гарднера можно было купить в универмаге. Большая заслуга и первых джазовых коллективов в СССР, которые гастролировали по стране. **Испытывал ли отечественный джаз проблемы с властью, аналогичные року в СССР?** **А.К.: **Проблемы были с приездом американских музыкантов, например, когда в 1967 году в СССР выступал ансамбль Чарлза Ллойда с Китом Джарреттом. Им с трудом удалось организовать джем-сейшн. В 80-е стало проще: были фестивали, где звучала музыка Сергея Курехина и других. Джаз в 70-е и 80-е каким-то чудом не так сильно преследовался, как рок, хотя и был на грани андеграуна. Но уже в конце 80-х наши лучшие музыканты, в том числе Владимир Волков, стали ездить на международные джазовые фестивали. **Можно говорить, что казанская публика подготовлена к авангардным направлениям джаза?** **А.К.:** Я впервые на этом фестивале, но очень много о нем слышал. По первым ощущениям, это замечательное событие, приятно видеть таких людей - очень позитивных, современных, открытых для всех направлений. У меня замечательные ощущения от концерта в Казани.
| |