|
На вопросы наших читателей отвечают специалисты Нацбанка
На вопросы наших читателей отвечает заместитель начальника управления регулирования кредитно-депозитных операций Главного управления регулирования банковских операций Национального банка Ольга Толстик.
- Сегодня банки за малейшую просрочку грозят судом и штрафами. Понятно, что не у каждого человека есть деньги на судебные разборки, хотя и у населения претензий к банкам хватает: то комиссии поднимут, то ставки поменяют. И на все один ответ: «Надо было читать договор! А не согласны - идите в суд». Неужели и в Европе все по судам ходят, чтобы правды добиться?
Алина Дементовская. Витебск.
- Действительно, в мировой практике применяются варианты внесудебного разрешения спора между организациями, оказывающими финансовые услуги, и их клиентами. Для этого существуют омбудсмены (от шведского оmbudsman - «представитель чьих-либо интересов»). Наиболее часто омбудсмены разрешают споры, возникшие в банковской сфере, на рынке ценных бумаг и в сфере страхования.
Впервые должность омбудсмена была предусмотрена конституцией Швеции в 1809 году. В настоящее время уже в ста странах мира омбудсмены занимают свои должности, в том числе и в странах СНГ. Так, в России институт Общественного примирителя на финансовом рынке (финансового омбудсмена) официально приступил к работе с октября 2010 года.
Если говорить просто, то финансовый омбудсмен - это альтернатива судебному разбирательству, которое действительно зачастую бывает дорогостоящим и занимающим много времени. Обращение же к омбудсмену всегда гарантирует бесплатное рассмотрение жалобы. Правда, в европейских странах законы устанавливают предельную цену вопроса, по которому потребитель может подать жалобу омбудсмену. Главное правило - решение омбудсмена обязательно для исполнения финансовой организацией (в том случае, если она присоединилась к этому институту). Однако право подать на банк в суд у потребителя все равно остается.
Кстати, банкам такое новшество тоже будет выгодно. Это даст возможность уменьшить количество обращений различных контролирующих органов, сэкономить на представительстве в суде, позиционировать некоторые банковские продукты как «защищенные омбудсменом».
Сейчас Нацбанк совместно с Ассоциацией белорусских банков рассматривает конкретные предложения о создании третейских судов по досудебному разрешению споров. Уже изучен опыт деятельности финансовых омбудсменов в разных странах, так что в будущем подобные институты появятся и в нашей стране.
| |