|
Жесткие меры государства по отношению к пивоваренной отрасли приводят к росту потребления крепкого алкоголя, считают в Союзе российских пивоваров. При этом, естественно, падает потребление пенного напитка. Эксперты же считают, что производителям пива грех жаловаться.
За первое полугодие этого года, по данным Росстата, производство пива в России упало на 3,3%, указывают в Союзе пивоваров. Даже жаркое лето не смогло помешать этой тенденции. Потребление пива в январе-июне этого года снизилось на 0,3% - до 518,1 млн декалитров. А вот производство водки, наоборот, выросло на 17,3%, коньяка - на 30,2%, вина - на 13,4%.
При этом отрицательная динамика в отрасли наблюдается уже несколько лет. Так, с 2008 по 2011 год производство пива сократилось более чем на 13%, передает «Интерфакс».
Усиление государственного регулирования пивоваренного рынка принимает все более жесткие формы, отмечают в союзе. С 2009 по 2012 год ставка акциза на пиво была увеличена в 4 раза - с 3 до 12 рублей за литр. К 2015 году акциз на пиво планируется довести до 20 рублей за литр, то есть еще на 67%.
В июле 2012 года президент России Владимир Путин подписал закон, запрещающий рекламу алкоголя в печатных СМИ и сети интернет. Новое законодательство вводит запрет на рекламу всего алкоголя в интернете с момента его официального опубликования. Что касается рекламы алкоголя в печатных СМИ, она будет запрещена с 1 января 2013 года.
По словам председателя совета Союза пивоваров Вячеслава Мамонтова, от несбалансированной акцизной политики и других жестких мер по отношению к пиву в первую очередь страдают потребители, которые переходят на потребление крепкого алкоголя. «В непростых условиях оказываются также представители малого и среднего бизнеса, поскольку им все сложнее и дороже адаптироваться к новым формам регулирования», - добавил он.
В союзе напоминают, что после повышения акциза на пиво до 9 рублей за литр в 2010 году стоимость 1 литра пива стала дороже 1 литра водки (в пересчете на чистый спирт) в 2,6 раза. Анализ розничных цен в России на различные категории алкогольных напитков показывает, что в пересчете на чистый алкоголь наиболее экономически доступным напитком является водка.
Относительная доступность крепких алкогольных напитков в России стала значительно выше, чем в других странах. Это идет вразрез с европейской практикой установления соотношения ставок акциза на пиво и крепкие напитки, а также с концепцией правительства по снижению масштабов злоупотребления алкоголем, указывают в союзе. По данным Росстата, в составе крепких алкогольных напитков население потребляет 61% алкоголя.
Напомним, ранее Центр разработки национальной алкогольной политики сообщал, что потребление алкоголя в России в первом полугодии 2012 года выросло на 2,2% и достигло 64,4 млн декалитров.
В частности, в первом полугодии продано 79,1 млн дал водки и ликероводочных изделий, что на 3,6% больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. При этом продажи слабоалкогольных напитков снизились на 0,8% (до 15,1 млн декалитров), пива - на 0,3% (до 518,1 млн декалитров).
«На мой взгляд, Союз российских пивоваров сгущает краски. Сейчас падает потребление продукции пяти ведущих западных пивоваренных компаний, представленных в России. Если раньше их доля на российском рынке составляла примерно 91%, то в последние годы она снизилась до 85%. При этом доля российских производителей выросла за последние несколько лет с 5% до 12%. Это означает, что отечественные пивовары сделали очень мощный шаг вперед», - прокомментировал газете ВЗГЛЯД директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРА) Вадим Дробиз.
По его словам, сегодня пивной рынок в России на великолепном уровне по объему потребления - примерно 75-76 литров в год на одного человека. «В 2007 году эта цифра составляла 81 литр, но как раз с этого времени демографическая ситуация в стране начала ухудшаться. В 2008 году на пивной рынок стало приходить в два раза меньше молодежи 18-19 лет. Это связано с тем, что, начиная с 1990 года, родилось гораздо меньше детей. Поэтому падение потребления пива стало абсолютно закономерным. Скоро сокращение потребления мы увидим и на рынке крепкого алкоголя, поскольку его начинают употреблять примерно с 25 лет», - добавил эксперт.
Что касается роста потребления дешевого крепкого алкоголя, то это вполне нормальная кризисная тенденция по всему миру, указывает Вадим Дробиз. «Конечно, в кризис будут пить алкогольные напитки не для развлечения, а чтобы забыться. И в этом им вряд ли поможет пиво. Поэтому рост потребления вина и водки закономерен», - заключает эксперт.
| |