|
Премьер Дмитрий Медведев дал поручение проработать вопрос о введении обязательного страхования имущества граждан и юридических лиц от ущерба в результате стихийных бедствий. Предложения по этому поводу ждут от Минфина, Минэкономразвития, Минрегиона, Минтруда и Минприроды.
Эти ведомства должны предварительно проконсультироваться с представителями страхового сообщества. Какой именно вид примет новая система обязательного страхования, пока неизвестно. Неясно и кто в итоге станет страхователем - сам собственник или государство? Подробности у корреспондента «Вестей ФМ» Бориса Бейлина.
Пожары и наводнения подтолкнули правительство вновь поставить вопрос об обязательном страховании имущества от ущерба в результате стихийных бедствий. Сейчас после каждой катастрофы государство вынуждено компенсировать такой вред из казны. В будущем это могли бы делать страховые компании. Однако пока только незначительная часть россиян добровольно страхует свое имущество. А обязать граждан делать это пока по закону нельзя, объясняет представитель страховой компании «МАКС» Светлана Гусар.
«Охват добровольного страхования невелик. В основном гражданами страхуются жилые помещения и автомобильный транспорт. Но если говорить о значении этого показателя, то я думаю, что общий обхват по строениям не превышает 5-10% от всего фонда жилья. На сегодняшний день Конституция не позволяет производить обязательное страхование имущества за счет денежных средств граждан», - поясняет Гусар.
Сегодня у правительства нет четкой модели обязательного страхования имущества от стихийных бедствий. По мнению руководителя думского комитета по гражданскому и уголовному законодательству Павла Крашенинникова, пока такая схема не появится, менять что-либо в законах не имеет смысла.
«Раньше предлагался следующий механизм: если будет обязательное страхование жилья, давайте запишем это в Жилищном кодексе, а после этого будем разбираться, правительство будет делать механизм. Мы считает, что нужно все сделать наоборот: предложить механизм, а затем уже предлагать обязательное страхование, чтобы это не было просто дополнительным видом налогообложения», - предлагает Крашенинников.
Вопрос о том, какой должна быть система обязательного страхования имущества, остается открытым. Павел Крашенинников предлагает присмотреться к советскому опыту. Страхуют свое жилье сами граждане, но по низкой ставке.
«Я считаю, что здесь цифра должна быть минимальная. В СССР на жилые дома ставка была 0,1%. Понятно, что у нас горит меньше одного процента, но это не значит, что эти люди не должны быть защищены», - отмечает Крашенинников.
Пока о размере ставки речи не идет. Неясно и от какой величины ее станут высчитывать. Если допустить, что от рыночной оценки жилья, то получится, что, к примеру, 0,1% от 200 тысяч долларов (а это стоимость бюджетной московской «двушки») составит 200 долларов - это годовой страховой взнос. Впрочем, есть и другой вариант обязательного страхования жилья, напоминает Светлана Гусар. Страховать имущество граждан может само государство.
«Скорее всего, речь будет идти о неком обязательном государственном страховании. Это действительно можно ввести достаточно оперативно», - говорит эксперт. В этом случае менять основополагающие законы не потребуется. По оценкам страховщиков, на возмещение ущерба имуществу от стихийных бедствий приходится примерно 5% страховых случаев, на компенсацию от пожара - 15%.
| |