|
«Изнанка» парижской жизни стала источником вдохновения венгерско-французского фотохудожника Брассая
В Московском доме фотографии открылась ретроспективная выставка Брассая. «Труд» рассказывает о работах легендарного венгерско-французского фотохудожника, для которого главным источником вдохновения стала... жизнь парижского дна.
Пик творческой активности Брассая (настоящее имя - Дьюла Халас) пришелся на 30-е годы прошлого века, одну из прекраснейших и уж точно самую продуктивную эпоху в мировой истории искусств. Молодой выпускник будапештской Академии искусств знал, куда ему нужно ехать - в Париж, и что поселиться нужно непременно на Монпарнасе, где обитала вся парижская художественная интеллигенция.
Обедать в дешевеньких ресторанах, ошиваться в борделях, водить дружбу с Пикассо и Дали, стать частым гостем их мастерских, часами гулять по Парижу, фотографируя колоритных незнакомцев или булыжники мостовой...
И хотя Брассай был окружен сплошь сюрреалистами и абстракционистами, их прямое влияние чувствуется только в его скульптурах и рисунках, в основном же своем искусстве - фотографии - он гораздо ближе к живописи постимпрессионистов: Тулуз-Лотрека или Ренуара. Парочки, целующиеся в кафе, богемные сборища в барах, кабаре и казино - вот любимые сюжеты и Лотрека, и Брассая. Но лучше всего у обоих получались обитательницы борделей и уличные проститутки.
Обнаженные и одетые, принимающие мужчин и развлекающиеся в казино - в них, на удивление, не ощущается развратности и пошлости, только стыдливость, а порой даже что-то вроде величия.
Это вообще особенность Брассая - он искренне любил тех, кого снимал: сутенеры, наркоманы, клошары и преступники выглядят у него статными и красивыми людьми, тогда как обычные гостьи кафешек могут рассмешить своими жирно накрашенными губами или обилием поддельных украшений.
Брассай был прекрасным наблюдателем, и поэтому в его снимках так ярко отразилась атмосфера эпохи, когда о новой войне еще никто не думал и публика предавалась легким извращениям - у кого насколько хватало моральных и материальных возможностей.
| |