|
Очередная волна повышения тарифов на отопление и горячую воду ляжет дополнительным бременем на население, став стимулятором роста других обязательных платежей.
На днях многие казахстанские СМИ со ссылкой на ТОО «Алматинские тепловые сети» сообщили, что с 1 сентября в Алматы будут существенно повышены тарифы на отопление и горячую воду.
Как сообщили в ТОО, плата за горячее водоснабжение для потребителей, не имеющих приборов учета, составит для жителей многоквартирных домов с централизованным водоснабжением 1238,23 тенге в месяц с человека с учетом НДС (на сегодня - 865,97 тенге без учета НДС, ставка НДС в 2012 году составляет 12%).
Стоимость горячей воды для потребителей, имеющих индивидуальные приборы учета в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, составит 350,3 тенге за кубометр с учетом НДС (на сегодня - 244,87 тенге без НДС).
Плата за централизованное отопление для потребителей, не имеющих приборов учета, составит: при круглосуточной системе взаиморасчетов - 72,82 тенге за кв. метр отапливаемой площади в месяц с учетом НДС (на сегодня - 49,60 тенге без НДС), при взимании платы только в отопительном периоде - 145,63 тенге за квадратный метр в месяц (на сегодня - 99,2 тенге без НДС).
Повышение тарифов, возможно, коснется не только горячей воды и отопления, но и вывоза мусора.
Потребление и цены растут
Надо заметить, что потребление и цены растут одновременно во всем Казахстане, не только в Алматы.
В данной связи уместно привести статистику разрыва в потреблении продуктов между 10% наименее обеспеченных и 10% наиболее обеспеченных казахстанцев. Богатые в 4 раза больше едят мяса, рыбы и фруктов, в 3 раза больше яиц и молочных продуктов, в 2 раза - овощей и сладостей. Малобеспеченные отстают даже по потреблению хлеба и круп, которые занимают главное место в их рационе.
Именно этим и можно объяснить парадокс, согласно которому казахстанцы покупают больше продуктов, несмотря на их подорожание. Ведь рост потребления происходит за счет богатых слоев общества, а для них рост цен помехой не является.
Рост цен на продукты питания и рост потребления налицо. Лидером по-прежнему остается мясо. Говядина выросла в цене на 26,3%, баранина - на 22,5%, конина - на 21,6%, свинина - на 18,3%, мясные продукты - на 9,9%. Тогда как потребление мяса выросло на 7,5%.
Получается, что казахстанцы стали есть больше мяса не благодаря, а вопреки рыночным ценам. Спрос на него не зависит от его цены, потому торговцы мясом в любом случае застрахованы от кризисов. Чем они с успехом и пользуются.
Несмотря на такой рост, по данным официальной статистики, выросло потребление по всем видам продуктов питания без исключения.
Вывод более чем очевидный: в целом казахстанцы стали намного больше расходовать на покупку еды.
Никто не хотел покупать
На фоне роста расходов на питание, жители Алматы практически перестали брать потребительские кредиты в банках и покупать товары длительного пользования.
Первое можно объяснить двумя очевидными факторами. Во-первых, сегодня не только в Алматы, но и по всему Казахстану идет процесс отъема залогов. Банки, которые надеялись, что безнадежные заемщики вдруг станут аккуратными, теперь просто забирают залоги. Именно поэтому в обществе появились различного рода слухи. Например, случится ли обвал на рынке недвижимости, если банки под давлением со стороны кредиторов и государства будут вынуждены выставить свои залоги на продажу?
Во-вторых, уже получившие кредитные ресурсы и переставшие платить люди очень боятся брать новые кредиты. Банки, из-за горького опыта, не хотят идти на рефинансирование долгов и не станут давать новые кредиты тем, кто уже один раз не заплатил. С другой стороны, люди, осознавшие, что банковский процент высокий и неподъемный, второй раз в долговую петлю не полезут. Конечно, есть среди должников и авантюристы, которые стремятся рефинансироваться до тех пор, пока сумма долга не станет просто абсурдной.
Но банки также вынуждены показывать позитивную динамику роста потребительского кредитования. Сделать это при минимуме финансовых познаний легко. Просто для сравнения нужно брать периоды, когда потребительское кредитование было практически на нуле. Кризис такие периоды дал в избытке. То же самое, когда во времена СССР промышленное производство сравнивали с 1913 годом.
Несмотря на радостные заявления розничных продавцов о том, что рост продаж товаров длительного пользования налицо, верить в них крайне сложно. Так как на рынке происходят вещи, которые свидетельствуют об обратном. Во-первых, нет оборота. Поэтому магазины вынуждены прибегать к различного рода акциям, когда зачастую некондиционный товар разыгрывается среди потенциальных потребителей. Внедрение специальных накопительных карточек также призвано стимулировать потребление. И самое главное. Магазины уже давно практикуют беспроцентные рассрочки. Конечно, понятно, что по беспроцентной рассрочке потребитель получит товар по максимальной цене, но на год или три. При этом потребителям, которые оплачивают товар прямо в магазине, делают скидки, часто довольно существенные. Из всего этого можно сделать вывод: магазины хотят наладить оборот и потому готовы уступить тем, кто расплачивается сразу. Во-вторых, рынки Алматы и других крупных городов перенасыщены товарами длительного пользования. И теперь, когда спрос потихоньку ушел в регионы (там они еще нужны людям), товарные запасы остались в крупных городах.
О кроликах
Понятно, что на таком тяжелом фоне рост коммунальных платежей еще больнее ударит по уровню жизни не только алматинцев, но и всего населения Казахстана. Уже сейчас ясно, что вслед за Алматы рост коммунальных услуг ожидается и в других городах и населенных пунктах страны. А вслед за этим вырастут цены и на потребительском рынке.
Сегодня уже ясно, что рост тарифов на воду и отопление в Алматы вызвал 60-процентный рост проезда в общественном транспорте. Затем, как по мановению волшебной палочки, проезд подорожал везде. Если следовать данной логике, то после роста тарифов на коммунальные услуги в Алматы они подорожают во всей стране.
Для населения рост тарифов на воду и отопление означает лишь одно: часть денег, которые шли на питание, нужно будет зарезервировать на оплату коммунальных услуг. Правда, возможен и другой сценарий развития ситуации. Не пожелавшее экономить на еде население просто перестанет платить за коммунальные услуги. Однако коммунальщики быстро развивают технологии судебного и несудебного изъятия долгов, намного быстрее технологий, которые позволили бы их (коммунальщиков) обманывать.
Между тем, государство пытается всех успокоить. Тот же Национальный банк РК с начала текущего года убеждает население в том, что инфляция в стране минимальная, и сможет исчисляться по итогам года цифрой в 6-8 процентов, которые хочет видеть президент РК, и которые жаждет «нарисовать» само главное кредитное учреждение страны. И не просто убеждает, а с начала года Нацбанк уже трижды снижал ставку рефинансирования, доведя ее до исторического минимума в 5,5 процента.
Однако все это может оказаться лишь сиюминутным проблеском. Если рост коммунальных платежей вызовет мультипликативный эффект, и цены на потребительском рынке вырастут на 15-20 процентов, то инфляция по итогам года может оказаться слишком высокой. В такой ситуации Нацбанк не сможет дальше «рисовать» инфляцию, так как официальные цифры будут сильно разниться с реальной ситуацией на рынке. А давать реальные цифры, значит, в очередной раз признаться в неспособности казахстанских властей контролировать ситуацию внутри страны. В цивилизованных странах после такого провала меняют всех крупных управленцев, тогда как в нашей стране ограничатся локальными чистками. В очередной раз...
Кстати, рост коммунальных платежей больше напоминает эксперимент над живыми людьми. Власти просто вычисляют предел терпения населения. Если люди будут молча платить новые тарифы, значит, могут терпеть и выкручиваться. Но экспериментаторам нельзя забывать об одном небольшом нюансе: даже у ученых с большим опытом подопытные кролики часто погибают.
| |