|
Правительство форсирует перевод траспортировки угля по железной дороге на дифференцированные тарифы. При падении цен тариф РЖД для угольных компаний будет снижаться, при росте - увеличиваться. Сейчас на долю транспортной составляющей приходится 50-60% расходов отрасли, а цены за 9 месяцев рухнули на 25%. В Минэнерго считают, что РЖД выгодно согласиться на это предложение.
Премьер-министр Дмитрий Медведев провел совещание по вопросам развития угольной промышленности в Ленинск-Кузнецком Кемеровской области. По итогам профильным ведомства получили поручение рассмотреть возможность дифференцировать ставки перевозок уголя по железной дороге. «Минтранс предлагал ввести дифференцированную ставку с 2013 года. Но Медведев предложил уже в 2012 году рассмотреть возможность дифференциации ставки в зависимости от конъюнктуры цен на уголь», - пояснил «Газете.Ru» министр энергетики Александр Новак по итогам совещания. Речь идет о том, чтобы при падении цен на уголь тариф РЖД для угольных компаний снижался, при росте - увеличивался. Новак не исключает, что РЖД согласятся на это предложение. «Это дорога со встречным движением. На долю угля приходится 25% перевозок РЖД. Если тариф остается неизменным при падении цен уголь, компании просто могут перестать возить уголь», - объясняет глава Минэнерго, добавив, что предложения по возможному маневру по тарифу при транспортировке угля должны рассмотреть Минэкономразвития, Минтранс, Минэнерго и Федеральная служба по тарифам. Позицию РЖД, дефицит инвестпрограммы которой в 2012-2020 годы составляет 1,9 трлн рублей, в понедельник вечером выяснить не удалось. На долю транспортной составляющей приходится 50-60% расходов, что ставит отрасль в критическое положение, возмущались угольщики. «Мы находимся на хорошей современной шахте ("Листвяжная". - "Газета.Ru"), которая сегодня работает в убыток. Мы ничего сделать не можем, потому что цены на внешнем рынке не покрывают затрат, которые у нас существуют. У нас 55-60% от стоимости - затраты на перевозку», - сказал на совещании президент холдинга «Сибирский деловой союз» Михаил Федяев, владеющий шахтой «Листвяжная». Согласно данным Минэнерго, в нефтяной отрасли эти расходы составляют менее 10%, в алюминиевой между 10 и 20%, в металлургии - менее 20%. «С сентября 2011 года по май 2012 года цена на энергетический уголь упала со $119 до $89. Если себестоимость составляет 900 рублей, или $30, то за транспортировку на рынки сбыта - порядка $40 и за перевалку в порту - от $10 до $20 по-разному, это покрывает всю цену», - привел на совещании расчеты Новак. Не менее острый вопрос для угольщиков - рынки сбыта. Согласно долгосрочной программе развития угольной промышленности, к 2030 году добыча угля должна увеличиться до 430 млн тонн с 336 млн тонн и главным фактором роста должен стать внешний спрос, поскольку темпы внутреннего потребления будут расти всего на 0,8% за счет газификации и соотношения цен на газ и уголь. «Ключевой фактор - экспорт. В Европе роста не будет, наша доля 30%. Азиатский рынок - это 700 млн тонн, и он удвоится, но наша доля пипеточная - 4%», - сказал глава СУЭК Владимир Рашевский. В 2011 году на атлантический рынок Россия экспортировала 79 млн тонн угля, на азиатско-тихоокеанский - 32 млн тонн. «Нам надо понимать, будет ли развиваться инфраструктура на Дальний Восток», - подчеркнул Рашевский. Для стимулирования внутреннего спроса угольщики предложили вернуться к теме строительства сетевых связей между зоной Европа-Урал и в Сибири, чтобы «не уголь возить по железной дороге, а энергию передавать по проводам». «В Сибири угольная генерация, поэтому здесь очень дешевая электроэнергия - 1,5 рубля конечному потребителю, это пять центов, такого нигде в мире нет. В европейской части почти вдвое больше - 2,6 рубля. Строительство сетевых связей развивалось в 1980-е годы, мы когда-то были лидерами, сегодня отстали», - рассказал Рашевский, добавив, что в течение 10 лет такие сетевые связи могли создать основу для дополнительного потребления 30-40 млн тонн угля. Еще одна возможность, по словам Рашевского, широкомасштабный экспорт электроэнергии в Китай при строительстве угольных электростанций на российской территории. Но рост добычи угля упирается в инфраструктурные проблемы. «Пять-шесть лет назад думали, что настроим вагонов, купим вагонов и весь уголь свой вывезем. Сегодня мы имеем 26 тысяч вагонов, а оборот снизился почти в два раза. До порта Риги мы едем 29 дней со скоростью 7,5 км в час», - перечислил Федяев, добавив, что каждый день по 2,5-3 тысячи вагонов «брошены, которые стоят и не передвигаются». Угольщики также предложили комплекс мер, которые могли бы стимулировать инвестиции: в прошлом году их объем составил 93 млрд рублей, но необходимо вдвое больше для развития. Среди них - введение налоговых каникул по НДПИ для новых труднодоступных месторождений по аналогии с нефтяным сектором, возвращение к идее инвестфонда для частно-государственного партнерства, а также субсидирование ставки по инвесткредитам. «Все компании достаточно закредитованы, уровень долговой нагрузки к EBITDA составляет минимум 2, а 3 или 4 - это нормальная ситуация», - пояснил Рашевский, добавив, что прибыль тратится на инвестиции.
Автор: Ольга Танас, Ленинск-Кузнецкий
| |