|
Писатель 61-летний Василий Шкляр пойдет на парламентские выборы по 123-у мажоритарному округу на Львовщине. Решение 4 августа приняли на съезде партии Украинская платформа «Собор».
Шкляр родился в селе Ганжаливка Лысянского района Черкащины. В прошлом году он отказался от Шевченковской премии в размере 250 тыс. грн за роман «Черный ворон». Обратился к президенту с просьбой перенести ее вручение на время, когда на должности не будет министра образования Дмитрия Табачника.
- Меня попросила общественность, чтобы я баллотировался в их округе, - рассказывает Василий Николаевич. - Начали собирать подписи. Разные люди говорили: мы хотим такого депутата, как вы. Решил, что это мой гражданский долг - прислушиваться к людям. Решение принимал сам.
На родине не предлагали баллотироваться?
- Люди нет, а вот партии - да. Думаю, неэтично их называть, потому что я отказался. Но это не провластные политические силы.
Почему избрали «Собор»?
- В 1990-х я был пресс-секретарем в Украинской республиканской партии, которую тогда возглавлял Левко Лукьяненко. Поэтому по убеждениям остался республиканцем.
«Собор» мне предлагал идти по списку. Я не хочу быть зависимым от партии. Но осознаю, что надо начинать борьбу, потому буду баллотироваться. Мой лозунг: «Возьми бюллетень, чтобы не брать оружие». Хотя я никогда не призывал к вооруженному восстанию, но после выборов возможны акции общественного неповиновения и майданное движение.
Что собираетесь делать в округе?
- Я иду там партизанским набегом. К выборам не готовился. Средств у меня нет. Я не подсчитывал, сколько их надо. Понимаю, что нужные деньги на штаб, на печать листовок и бензин. Поэтому у меня единственный путь - встречаться с как можно большим количеством людей. Раз они меня зовут, то поддержат и помогут.
Часто ли бываете в своем округе?
- Я еще даже не зарегистрирован как кандидат. Поэтому как в округ туда еще не езжу. Две недели тому назад был на книжном фестивале в Стрые. Этот город не принадлежит к моему округу, но там было много людей из райцентра Николаев. Они встревожены тем, что Украина сделала большой шаг назад - при этой власти состоялось много деградационных процессов. Обеспокоены социальными проблемами. Интеллигенция видит, что строится суррогатное государство, которое только называется Украина. Они против Харьковских соглашений и принятия языкового закона.
Кто ваши конкуренты?
- Мне рассказывали, что у меня две пани (Лидия Котеляк от Объединенной оппозиции, Лариса Федорив от «Удара». - «ГПУ»). От власти идет Тарас Батенко (кандидат от Украинской народной партии Юрия Костенка, которая объединилась с «Нашей Украиной» Виктора Ющенко. - «ГПУ»). Я с самого начала призывал оппозицию к объединению, потому не пойду с ней воевать. Если кандидат от оппозиции будет иметь много сторонников, то сниму свою кандидатуру и буду поддерживать его. Но у меня вызывает удивление, почему оппозиция не обсуждала кандидатуры на самых нижних уровнях. Наверху все порешали.
Как относитесь к тому, что известные люди идут в политику?
- Это не новое явление. В нынешних условиях я понимаю, почему баллотируются писатели. Слишком глубоко задевает, когда видишь, что 20 лет протолклись на месте.
Что собираетесь делать в парламенте? Каким будет ваш первый законопроект?
- Когда холодноярские атаманы планировали свой первый шаг, то никогда не рассказывали об этом прессе. Но сейчас главнее всего - отстаивание Украины, ее самостоятельности в полном смысле этого слова, от газовых вопросов до культурных. Буду занимать принципиальную позицию по многим вопросам, в частности относительно депутатских льгот и привилегий.
Напишете ли роман об участии в выборах, если не пройдете в парламент?
- Нет. Как художника, меня это мало интересует.
| |