|
Сегодня в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открывается выставка «Традиции наива и фольклора в современной культуре».
Корреспондент «Труда» считает, что такая экспозиция - прекрасная возможность продвинуть современное искусство в массы.
Фольклор и вообще мифы массовой культуры - благодатная почва для современного искусства. На Западе увлечение масскультом вылилось в поп-арт, а его главной фигурой стал Энди Уорхол, штамповавший образы голливудских звезд, президентов, банки супа и, что главное, не делавший между ними принципиального различия.
Мэрилин Монро была так же прекрасна на его работах, как и томатный суп Campbell’s.
К нам повальное увлечение неофольклором пришло в 70-е, разбавив однообразный и серьезный соцреализм иронией и праздничным настроем соц-арта.
Лучше всего из представленных на выставке художников это настроение передают работы Леонида Сокова, который эксплуатировал образы, глубоко засевшие в массовом сознании советских и американских людей. Та же Мэрилин Монро, но уже в обнимку со Сталиным или с пресловутым бурым медведем, Микки-Маус с серпом и молотом.
На этом поиски соприкосновений с масскультом и нарпромом у русских художников не закончились. На выставке есть работы Люси Вороновой - большие, сотканные по народным рецептам полотна, изображающие деревенских матрон; игровые проекты семьи Флоренских - тех, что придумали хулиганскую группу «Митьки»; работы Константина Звездочетова, в которых он препарирует журнал «Веселые картинки» и глубже - традиции русского лубка; озорные коллажи «Синих носов» с советскими коврами и трехлитровыми банками.
Игры с наивом, фольклором и бесконечными цитатами - то пространство, где современное искусство пытается быть более простым и максимально открытым любому, даже самому неподготовленному зрителю.
В конце концов, еще Аристотель писал, что самое большое удовольствие человек испытывает в момент узнавания и угадывания. А на выставке в Царицыно таких моментов будет множество.
| |