Республиканец считает необходимым расширить американскую помощь сирийской оппозиции и оказывать ее напрямую
Республиканец Митт Ромни в случае победы на ноябрьских выборах намерен проводить более жесткий внешнеполитический курс и в большей степени опираться на использовании силы для продвижения американских интересов за рубежом, чем нынешний президент США Барак Обама.
Об этом свидетельствует ряд интервью, которые дали в последние дни ключевые советники экс-губернатора штата Массачусетс и без пяти минут официального кандидата Республиканской партии.
По их словам, с приходом Ромни в Белый дом изменения во внешней политике страны могут коснуться таких острых проблем, как кризис в Сирии, ситуация вокруг Ирана, ближневосточное урегулирование, а также программа ПРО, вызывающая разногласия с Россией.
Во-первых, Ромни считает необходимым расширить американскую помощь сирийской оппозиции и оказывать ее напрямую, действуя не только в обход раздираемого противоречиями Совета Безопасности ООН, но и независимо от аморфной и неповоротливой «Группы друзей Сирии». «Обама уже целый год говорит, что президент Сирии Башар Асад должен уйти, однако ничего не происходит. В результате США выглядят беспомощными», - заявил сотрудник избирательного штаба республиканцев Дэн Синор.
Во-вторых, Ромни хотел бы значительно ужесточить позицию США в отношении Ирана, чтобы заставить его отказаться от своих ядерных амбиций. «Мы считаем, что у Ирана не должно быть никаких возможностей по обогащению урана», - сообщил бывший американский дипломат Митчел Райс, также работающий в «команде» Ромни. По его мнению, группе пяти постоянных членов СБ ООН и Германии следует скорректировать подход к переговорам с Тегераном. «Можем ли мы добиться изменения позиции наших союзников? Думаю, что можем», - сказал Синор.
Кроме того, Ромни «не собирается повторять ошибку Обамы и публично отговаривать Израиль» от нанесения удара с воздуха по иранским ядерным объектам, если санкции и переговоры не дадут результата, заявил консультант республиканцев по внешнеполитическим и юридическим вопросам Алекс Вонг.
По его словам, Ромни считает, что США должны в целом пересмотреть свой подход к ситуации на Ближнем Востоке и вновь открыто взять на себя роль сторонника Израиля, а не нейтрального посредника в процессе мирного урегулирования. Ромни «не будет стоять на пути и выдвигать дополнительные условия» на арабо-израильских переговорах, сказал Вонг. Он полагает, что такой поход окажется более эффективным, поскольку раньше Израиль охотнее шел на уступки палестинцам, когда был уверен в безоговорочной поддержке своего главного союзника.
Наконец, Ромни может пересмотреть нынешние планы создания системы ПРО в Европе и вернуться к тем замыслам, которые появились при президенте Джордже Буше, но были забракованы Обамой. В своих выступлениях кандидат республиканцев уже не раз упоминал, что США напрасно отказались от идеи размещения РЛС в Чехии и 10 ракет- перехватчиков шахтного базирования в Польше.
В действительности сегодняшний вариант американской ЕвроПРО ничем не уступает, а во многом и превосходит предыдущий. К тому же вместо Чехии для размещения радара выбрана Турция, а противоракеты в Польше все равно должны появиться к 2018 году, хотя и не шахтные пусковые установки, а мобильные комплексы Эс-эм-3 /еще раньше, к 2015 году, такие комплексы будут доставлены в Румынию/. В любом случае эти планы по-прежнему вызывают серьезные противоречия между Вашингтоном и Москвой, и попытки расширить их могут еще больше осложнить и без того непростые двусторонние отношения.
Серия интервью внешнеполитических советников кандидата республиканцев появилась вслед за его зарубежной поездкой, которая, по общему мнению, оказалась более чем неудачной. Во время визитов в Великобританию, Израиль и Польшу Ромни должен был показать, что годится на роль государственного деятеля и главнокомандующего самыми мощными вооруженными силами в мире, а вместо этого предстал весьма неопытным политиком, не имеющим какой-либо внешнеполитической программы. Он умудрился обидеть британцев, неуклюже высказавшись насчет готовности Лондона к проведению Олимпиады, и оскорбил палестинцев, заявив о «различии в их культуре» с Израилем.
Британские газеты откровенно посмеялись над ним, назвав «сыном Буша» и /с подачи премьера Дэвида Кэмерона/ «человеком из ниоткуда». Отклики в американской печати также были уничтожающими. Сразу же заговорили о том, что у Ромни, по сути, вообще нет никакой концепции в области внешней политики и национальной безопасности, а все его высказывания на эти темы основаны лишь на стремлении критиковать Обаму. Действительно, бывший губернатор ставит под сомнение практически любые действия своего соперника, соглашаясь с ним, пожалуй, лишь в необходимости беспощадной борьбы с терроризмом. В одном из интервью Ромни весьма нехотя был вынужден признать, что ликвидацию главаря «Аль- Каиды» Усамы бен Ладена все-таки можно поставить в заслугу нынешней администрации.
На этом фоне Обама, даже при всем его идеализме, представляется гораздо большим прагматиком, имеющим достаточно ясные и последовательные взгляды на международные проблемы.
Многие эксперты объясняют неспособность Ромни предложить избирателям внятную внешнеполитическую программу отсутствием единства в его «команде», где собрались разные люди. Но короля, как известно, играет свита. А в обойму консультантов экс-губернатора входит, например, бывший постпред США при ООН Джон Болтон, слывущий «ястребом» даже в консервативных кругах и считающийся одним из самых стойких американских неоконсерваторов. Неудивительно, что ряд других советников Ромни, по сведениям газеты «Вашингтон пост», были недовольны, когда их босс назвал Россию «стратегическим противником номер один» и поставил под сомнение планы вывода американских войск из Афганистана.
Вопросы внешней политики войдут в предвыборную платформу республиканцев, которая наряду с кандидатурой Ромни будет официально одобрена на национальном съезде в Тампе /штат Флорида/ в конце августа. Будут они затрагиваться и во время традиционных теледебатов между Ромни и Обамой.
Сейчас соперники преодолевают заключительную стометровку в предвыборной гонке - до голосования 6 ноября осталось 90 дней. У «команды» республиканцев еще есть время, чтобы разработать и представить избирателям более-менее цельную внешнеполитическую программу.
Пока этого сделать не удалось. Единственное, что может утешать предвыборный штаб «великой старой партии» - это то, что решающую роль для исхода выборов будут играть внутриполитические проблемы. Согласно опросам, состояние экономики и налоги волнуют американских избирателей гораздо больше, чем ситуация в Сирии и переговоры с Ираном.