|
Женский портрет («La Belle Ferronniere»), в начале прошлого века приписываемый кисти Леонардо да Винчи, продан в январе 2010 года на аукционе Sotheby's за 1 миллион 538 тысяч долларов. В Америку он попал в 1920 с году в качестве свадебного дара европейской невесте от ее крестной матери. Тогда же картину пытались продать в Канзаc сити как работу кисти величайшего гения Средневековья, что вылилось в затяжной скандал с недоказанными обвинениями продавца в подделке.
Позже ученые доказали, что красавица была написана не ранее, чем спустя 100 лет после смерти да Винчи, хотя и в манере, свойственной Леонардо.
В 2005 году картина неизвестного мастера ХХ века, подделанная под Бориса Кустодиева была продана на «Кристис» за 2 миллиона 900 тысяч долларов.
В конце мая 2005 года за 650 тысяч долларов на минском аукционе «Парагис» была продана картина Марка Шагала. Задолго до аукциона картину Шагала признали подделкой. Экспертизу картины проводили параллельно два солидных учреждения экспертная группа. Третьяковской галереи и Комитет Шагала в Париже. Обе группы экспертов пришли к мнению, что картина Шагала «не является подлинником», то есть подделка. По всем правилам аукционов произведение, которое вызвало сомнения, снимается с торгов. Однако «Парагис» проигнорировал все три мнения, выставил подделку на продажу, предварительно ознакомив покупателей с отрицательными оценками. Картина была продана.
30 ноября 2005 года на русском аукционе Christie's за 2,9 миллиона долларов (при эстимейте 320 390 тысяч долларов) была продана картина «Обнаженная в интерьере» Бориса Кустодиева (названная в каталоге «Одалиска»), ставшая самым дорогим лотом аукциона.
В 2005 году картина была ввезена новым владельцем в Россию. В 2006 году ее подвергли экспертизе специалисты ВХНРЦ имени Грабаря. В обоих случаях авторство Бориса Кустодиева не подтвердилось. В 2009 году была сделана еще одна экспертиза - в Русском музее. Результат снова оказался отрицательным.
Одним из двух топ лотов русских торгов, которые аукционный дом Sotheby's проводил в Лондоне 26 мая 2004 года была картина Ивана Шишкина «Пейзажем с ручьем». Картина была оценена в 550 700 тысяч фунтов (1,28 млн долларов) и помещена сначала в каталог, а потом на предаукционную выставку. Полотно было атрибутировано как ранняя, 1863 года, ученическая работа Ивана Шишкина; в это время молодой художник стажировался в Европе и находился под влиянием так называемой дюссельдорфской школы в пейзаже.
В процессе аукциона «Пейзаж с ручьем» сняли с торгов. Вскоре в британской газете The Guardian появилось разоблачение псевдо Шишкина. Картина оказалась подретушированной работой голландского живописца Маринуса Адриана Куккука (1807 1868) и стоила менее одного процента суммы, в которую был оценен «Шишкин». Эксперты шведского аукционного дома Bukowskis узнали в «Шишкине» картину Куккука, проданную ими в мае 2003 года за 65 тысяч долларов. Некий специалист реставратор удалил с исходной картины ягненка у ручья и фигурки людей (три на лесной тропе и одну у моста) и добавил подпись Шишкина.
В 2001 году на кельнском аукционе «Лемпертц номер 802» была продана картина главы Дюссельдорской школы Андреаса Ахенбаха, обнаруженная в Москве в 2003 году как работа Ивана Айвазовского.
С 1987 по 1994 год англичанин Джон Майатт производил подделки произведений знаменитых художников и продавал их крупным аукционным домам - в том числе Sotheby’s и Christie’s. В конце концов Майатта поймали и посадили в тюрьму в 1995 году. Но перед этим он успел обвести вокруг пальца многих коллекционеров и экспертов, сбыв под видом оригиналов около 200 работ в стиле Пикассо (Pablo Picasso), Ван Гога (Vincent van Gogh) и Шагала (Marc Chagall).
В обороте все еще пребывают около 80 поддельных работ, выполненных Майаттом. Многие коллекционеры не подозревают, что в их коллекциях находятся фальшивки в общей сложности на несколько миллионов фунтов.
В 1984 году итальянский архитектор и коллекционер Джузеппе Сальцано приобрел на аукционе картину Джордже Де Кирико «Площадь Италии», которая оказалась подделкой. Сальцано был настолько поражен мастерством художника фальсификатора, что долго разыскивал его и нашел. Им оказался 75 летний Антонио Маззиз, который рассказал коллекционеру, что вынужден подделывать полотна мастеров, так как не знает иного способа заработать на жизнь. Сальцано устроил выставку подделок Маззиза, которая имела огромный успех.
| |