В российских вузах в этом году отмечается небывалый наплыв абитуриентов с высокими баллами по ЕГЭ.
Накануне ректоры ведущих вузов страны подвели итоги первой волны зачисления. Большое количество высокобалльников приводит к высоким проходным баллам в вуз, в результате люди со средними результатами ЕГЭ предпочитают поступать в менее престижные вузы, а ведущие образовательные учреждения во вторую волну вынуждены принимать еще больше слабых выпускников. С комментариями для «Вестей ФМ» - проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Григорий Канторович.
«Вести ФМ»: С одной стороны, можно радоваться, что столько учеников получают высокие баллы по ЕГЭ, с другой стороны, получается, что это сплошные минусы?
Канторович: Вряд ли одни сплошные минусы, но некоторая нестыковка правил приема и реальной жизни, наверное, видна именно в том факте, о котором вы говорите. Двухволновой синхронный механизм поступления по всей стране затрагивает тех, у кого, скажем так, лучшие результаты, но которые не хотят ждать своего места во второй волне и уходят в более средние вузы. На бумаге у них вроде есть возможность вернуться обратно, если забрать документы из этого среднего вуза и во второй волне отнести в другой вуз. Но на практике абитуриенты часто сталкиваются со сложностями: трудно забрать обратно свой документ, а кто-то и не хочет рисковать, это все-таки какое-то лишнее движение, если человек, скажем, не москвич, а таких все больше и больше среди абитуриентов, доля их возрастает, это тоже сложности.
«Вести ФМ»: Как исправить эту ситуацию?
Канторович: Есть одно ключевое место, о котором лично я уже говорю который год - надо менять привычный нам с советского планового времени механизм контрольных цифр. Он не должен быть таким, невозможно сегодня жестко сказать: «40 принимай, а 42 или 35 - это неудача». Нет! Вот именно то, что вуз вынужден добирать до сорока, потому что иначе он попадет в черный список Министерства образования, и приводит к тому, что вуз вынужден добирать более слабых ребят, и это работать механизму самоподстройки вузов.