|
Мошенники за приличные деньги обещают влезть в базу данных кредитных бюро и убрать оттуда все негативные отзывы о клиенте как о заемщике. Доверчивые граждане идут на это, так как с чистой кредитной историей гораздо проще взять кредит на более выгодных условиях.
Какие риски ждут попавшихся на удочку аферистов, выясняла корреспондент «Вестей ФМ» Марина Костюкевич.
Костюкевич: Более 50 миллионов россиян имеют свои кредитные истории - полное досье на заемщика: где брал, сколько, когда и для чего. Но главный пункт - насколько вовремя отдавал деньги. Такие сведения содержат кредитные бюро, и у них банки запрашивают информацию о заемщике, решая давать или не давать кредит. Основная масса - клиенты с положительной репутацией. Но есть и те, у кого не все гладко в досье. Значит, банк может не предоставить кредит или выдать его на заведомо невыгодных условиях. Тут на помощь и приходят мошенники. За определенную мзду (от 100 тысяч до миллиона рублей) они обещают полностью подчистить кредитную историю. Это заведомый обман, говорит директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй Алексей Волков. Корректировки в историю внести нельзя.
Волков: Данные передаются банком в бюро кредитных историй сразу после наступления такого события. И в большинстве случаев в автоматическом порядке. Повлиять на это невозможно.
Костюкевич: Возможно, с учетом этого большинство жуликов используют заведомо липовую схему. С клиента берется предоплата, а затем ему предоставляется поддельный кредитный отчет. Хоть это и примитивная схема, часть людей на нее и попадается. Но ведь заемщик может отказаться платить заранее, согласившись оплатить услуги только после того, как убедится в чистоте своей истории. Каждый человек по закону имеет право бесплатно один раз в год проверить свое досье. Здесь мошенники, скорее всего, пойдут другим путем и будут действовать через сотрудников. То есть все-таки есть и такая возможность, хотя и маловероятная. Суть схемы в эфире нашей радиостанции пояснил бывший финансовый омбудсмен Павел Медведев.
Медведев: Есть такая услуга - исправление кредитных условий. В случае ошибки гражданин сообщает об этом, банк проверяет, что действительно есть ошибка. Скажем, человек не брал кредит, а ему написали, что он его не вернул. Тогда банк подтверждает ошибку, и кредитное бюро её исправляет.
Костюкевич: То есть гипотетически можно под видом ошибки исправить информацию. Но здесь для кредитного бюро репутационный риск. Как только банки поймут, что в этом бюро информация недостоверна, они к нему не будут обращаться. Рисковать репутацией не станут, тем более что информация защищена, указывает Алексей Волков.
Волков: Кредитные истории формируются только банком-кредитором. Бюро выступает лишь в роли хранителя. На всех этапах информация тщательно защищена. Фактической возможности что-либо изменить нет.
Костюкевич: Тем не менее, хоть и минимальный, но риск есть. Могут найтись недобросовестные сотрудники, которые за определенное вознаграждение вполне могут что-то исправить. По мнению экспертов, повлиять на это можно только одним способом - не допускать единоличного ввода исправлений. Что же касается риска заемщиков, то проще не доводить дело до плохой кредитной истории. А если уж случилось так, проще договориться с банком, чтобы они повременили с размещением информации. Когда речь идет о незначительных задержках платежей, договориться удается.
| |