|
На Колыме разваливается единственная дорога, которая ведет к самому страшному лагерю ГУЛАГа - Бутугычагу.
Преодолеть 8 километров пути можно только на вездеходах. Тюрьму там закрыли еще в 1955 году, и с тех пор приезжают только родственники бывших заключенных. Но теперь даже им сложно туда попасть.
Самый страшный лагерь ГУЛАГа на Колыме - Бутыгычаг - становится недоступным для туристов и родственников репрессированных. Каждый год летом туда приезжали люди - почтить память погибших и увидеть своими глазами, в каких условиях жили и работали заключенные, добывавшие уран. Но в этом году дорога до лагеря превратилась в непроходимую. Кроме того, лагерь несет в себе серьезную радиационную угрозу.
Длиной эта дорога всего восемь километров. Но даже вездеход преодолевает ее с трудом. Теперь доехать можно только до фабрики, где работали заключенные. К самому лагерю, кладбищу и рудникам дороги практически нет.
Здесь трудились только политические заключенные. Все построено их руками. Они же в 1947 начали добывать уран. Попасть на работу в штольни с радиоактивным металлом старались все изо всех сил. Тем, кто трудился на рудниках, полагалась дополнительная порция еды. Это - гидрометаллургический урановый завод. Радиоактивные продукты переработки от него лежат здесь же. Во время дождей и паводков они попадают в ручей.
Нет никаких данных о том, сколько человек позже погибло от лучевой болезни или других последствий радиоактивного отравления. Впервые об этой проблеме заговорили 20 лет назад. Тогда вышло даже распоряжение Тенькинского райисполкома о том, что радиоактивные отходы нужно захоронить. Но с тех пор здесь ничего не изменилось. «Этот вопрос открыт пока, - говорит Людмила Новикова, заместитель главы администрации Тенькинского района. - Будем запрос делать, чтобы провели замеры воды».
Единственное, что планируется сделать на Бутыгычаге в ближайшей перспективе - поставить знаки, предупреждающие о радиации. Угроза облучения, в первую очередь для туристов, остается до сих пор. Особенно опасны предметы с фабрики. Согласно замерам, бочка, к примеру, излучает 300 микрорентген в час, а норма - в десять раз меньше. Павел Тихменев, и. о. начальника отдела экологического надзора департамента природных ресурсов администрации Магаданской области рассказывает: «В долину Бутугычаг ведет, по сути, только одна дорога. Вот на этой дороге будут установлены аншлаги, информирующие о повышенной радиации в этой местности и о том, что не рекомендуется пить воду из ручья Террасовый, собирать камушки, артефакты и прочие вещи».
Впрочем, считают историки, радиация - не единственная проблема Бутыгычага. Статуса памятника или музея у него нет. Постройки разрушаются, за состоянием дороги никто не следит. Совсем скоро люди просто не смогут сюда добраться. «Это одно из немногих мест в Магаданской области, сохранившихся в первозданном виде», - говорит Инна Грибанова, историк. Она предлагает хотя бы поставить на повороте на Бутыгычаг памятник, напоминающий о тысячах заключенных, прошедших через лагерь. Районные власти эту идею поддерживают. Но для ее осуществления пока нет ни денег, ни даже проекта.
| |