|
В афише влиятельного международного смотра, открывшегося 9 августа, - большой разброс событий: от постановок режиссеров первой величины до балетов и экспериментов на стыке театра и спорта.
«Пятница» выделила три ключевых сюжета фестивальной программы: политика, трактовки Шекспира и интерактив с участием зрителей. В ожидании кораблекрушенияОдного только нового спектакля Арианы Мнушкиной «Крушение "Безумной надежды" достаточно, чтобы немедленно отправиться в Шотландию. Не каждый год создательница легендарного парижского Theatre du Soleil выпускает премьеру. К тому же в ближайшие годы она вряд ли посетит Россию: политическое измерение слишком важно в ее многослойном, левом, идеалистическом искусстве. Действие ее спектакля разворачивается на крошечной съемочной площадке накануне Первой мировой войны. Владелец трактира месье Феликс, режиссер Жан Ля Палетт, его сестра-оператор мадам Габриэль и русский художник Василий снимают немую фильму по мотивам "Кораблекрушения „Джонатана" Жюля Верна. Их скромное и увлекательное мероприятие с самого начала обречено, не только потому, что держится в стороне от гигантов набирающей силу киноиндустрии, но и потому, что на дворе лето 1914 года. На сцене появляются реальные исторические персонажи: в том числе прекраснодушные австрийские эрцгерцоги Рудольф Габсбург и Иоганн Сальвадор, мечтавшие о равенстве полов и сословий перед законом, отказе от колониальных войн и объединенной Европе, а также Чарльз Дарвин и королева Виктория. В финале под угрозой мобилизации и эмиграции киногруппа заканчивает последние сцены своей фильмы. Участники съемок изо всех сил разыгрывают характерные для немого кино авантюрные приключения и мелодраматические сцены и дружно треплют нарисованный задник, изображающий океан. Спектакль Мнушкиной размышляет о роли художника в глобальных исторических процессах, говорит о проблемах, которые не удалось разрешить Европе в ХХ веке. 23-25, 27-28 августа Законы ремеслаВ афише Эдинбурга сразу три шекспировские постановки: „2008: Макбет" польского режиссера Гжегожа Яжины, „Обесчещенная Лукреция" Royal Shakespeare Company и новый „Сон в летнюю ночь" московской Лаборатории Дмитрия Крымова. Все они далеки от традиционного взгляда на классика: в „Обесчещенной Лукреции" ирландская поп-певица Камилль ОʼСалливан говорит и поет от лица разных героев, а в спектакле Крымова помимо драматических артистов есть и куклы, и певцы, и акробаты. Среди многочисленных героев „Сна в летнюю ночь" Крымову наиболее близки не влюбленные или эльфы, а ремесленники. Неслучайно он ставит в центр спектакля интермедию о Приаме и Фисбе, которую в пьесе разыгрывают мастеровые, повторяя слова о том, что театр есть ремесло, а искусство есть сон. У Яжины в „Макбете" это тоже сон - но страшный. Польский режиссер превращает трагедию Шекспира в кошмар современного ближневосточного военачальника, буквально купающегося в крови и не способного остановить однажды запущенный в борьбе за власть маховик насилия. Причем все кровавые страсти разворачиваются здесь в холодной техногенной вселенной: многослойный саундтрек, транслируемый в наушники зрителей, завораживает и придает ей объем. 11-13, 15-18 августа, „2008: Макбет" 22-26 августа, „Обесчещенная Лукреция" 24-26 августа, „Сон в летнюю ночь" Пешком на Трон АртураВпрочем, главный сюрприз фестивальной программы стоит искать в разделе Visual Arts. Всем желающим старше 12 лет, уверенным в своих физических силах, предлагается поучаствовать в мировой премьере. Это будет вписанное в окрестный ландшафт коллективное действо „Скорость света", существующее на границе науки и техники, уличного театра и спорта. Летом Олимпиады профессиональные бегуны и просто купившие билеты наденут на ноги спортивную светоотражающую обувь, возьмут в руки легкую электронную светотехнику и на закате поднимутся пешком на высокий холм под названием Трон Артура, откуда открывается панорамный вид на Эдинбург. Следуя фигурно проложенному маршруту, они станут частью массовой хореографической световой композиции. До 1 сентября, „Скорость света" До 2 сентября, www.eif.co.uk
| |