|
Россияне всё меньше доверяют долгосрочным банковским вкладам. В Агентстве по страхованию вкладов подсчитали, что доля депозитов, размещаемых в российских банках на срок более года, впервые с 2007 года снизилась ниже отметки в 60%. Чем грозит сокращение в банковских пассивах доли долгосрочных привлечённых средств, выяснял обозреватель «Вестей ФМ» Леонид Гурьянов.
По итогам первого полугодия доля долгосрочных вкладов снизилась более чем на процент и сейчас составляет 59,5%. Сокращение таких вложений началось ещё прошлой осенью на фоне усиления нестабильности на финансовых рынках и роста предкризисных ожиданий. Также свою лепту вносит волатильность курса рубля и рост потребительской активности. О последствиях рассказывает аналитик «НОМОС-банка» Елена Федоткова: «Это значит, что долгосрочное фондирование, которое в принципе для банков закрылось в связи с кризисом в Европе, будет ещё недоступно и за счёт внутреннего рынка. Это приведёт к сокращению сроков и по кредитным портфелям. Может быть, банки будут более активны на долговых рынках».
Впрочем, главная тенденция этого года в банковском секторе - рост розничного кредитования. А значит, вопрос долгосрочных пассивов так остро не стоит, продолжает Елена Федоткова из «НОМОС-банка».
«В качестве смягчающего фактора мы хотим отметить, что многие банки сделали упор на кредитные карты и потребительское кредитование, которое на самом деле таких уж долгосрочных пассивов не требует. Если прогноз на тот год по розничным кредитам был порядка плюс 20-25%, то по итогам полугодия он был пересмотрен до плюс 40-44%», - комментирует Федоткова.
Интерес банков к этому сегменту рынка вполне объясним: высокая стоимость привлечения средств заставляет искать более доходные, но и более рискованные пути распоряжения деньгами, говорит аналитик компании «Велес Капитал» Юрий Кравченко.
«Из-за постоянного удорожания стоимости фондирования, снижения процентной маржи и других источников дохода банки вынуждены переориентироваться на розничное кредитование. Розница, являясь наиболее доходным сегментом, остаётся единственным способом для банков увеличить маржу и свои процентные доходы», - считает Кравченко.
По последним данным Центробанка, если в июле кредитный портфель заёмщиков из реального сектора экономики вырос на процент, то физические лица за месяц увеличили свою задолженность перед банками сразу почти на 3%. Быстрее росла и просрочка населения - плюс два с лишним процента против роста на процент с третью у нефинансовых организаций. Впрочем, пока кредитный бум населения и его последствия экспертов не смущают.
«Конъюнктура сейчас такая, что достаточно сложно привлечь необходимый уровень фондирования для выдачи новых кредитов. Ну и в структуре активов пока розничные ссуды занимают гораздо меньшую долю и уступают по объёмам корпоративным ссудам», - говорит Юрий Кравченко.
Среди других факторов, которые, по словам самих банкиров, сглаживают опасность возникновения пузыря на рынке, - всё ещё недостаточное общее развитие розничного кредитования. А также уроки кризиса, который научил уделять больше внимания управлению рисками. К тому же прогнозируется, что ускорение инфляции во втором полугодии несколько охладит спрос на кредиты со стороны населения.
| |