|
Современные археологи едут в экспедицию за халявной кашей и красивым загаром
Известные находки последних лет - берестяные грамоты Московского Кремля, меч, возможно, принадлежавший князю Святославу, 17 кладов Десятинной церкви на Украине - кажутся большинству простых граждан результатами кропотливой работы бородатых дяденек в очках, скребущих землю маленькими совочками. Оказывается, что все происходит совсем не так.
Брезгливость - главный враг науки
Археология - наука неудобная. То и дело пребываешь в неестественных позах, помахивая килограммовой лопатой. Ни о каких кисточках, совочках и металлоискателях, как представляется большинству, речи почти не идет.
Мне повезло попасть в одну из самых известных экспедиций в России - Старорязанскую. Вот почему.
Старая Рязань была первым русским городом, попавшим под монгольское разорение. И с Рязанью сегодняшней она не имеет ничего общего. Нынешний областной центр носил в то время название Переяславля-Рязанского. И вырос в столицу княжества лишь после полного упадка Рязани классической. Все летописи там были уничтожены огнем и татарами. Поэтому узнать о жизни в средневековом городе можно лишь вскапывая землю. В этом смысле Старая Рязань - памятник археологии уникальный. Ведь все остальные средневековые славянские города хоть и немножко, но все-таки известны историкам по летописям. В Рязани история открывается всегда неожиданно и вслепую.
Палаточный городок расположился на месте древнего кладбища. Так что неосведомленные археологи ставят свои палатки прямо на могильные плиты, за что представители местной церкви чуть ли не предают их анафеме. Здесь меня встретил начальник экспедиции Алексей Владимирович Чернецов. Человек пожилой и в научном мире очень известный. Правда, кажется, он немного пьян. Позже выяснилось, что в экспедиции «злоупотребляют» почти все.
Именно поэтому самым трудным среди археологов считается подъем. Каждое утро в 7 часов начальник стучит половником в железную крышку - в похмельном состоянии кажется, что он бьет половником по твоей голове. Но вставать все равно приходится - завтрак не начинается, пока не проснутся все до единого.
Меню археолога небогато: на завтрак - каша, на обед - суп и гречка с тушенкой, на ужин - остатки обеда. После завтрака лагерь выходит на раскоп.
Я приехал в экспедицию почти в самом начале сезона, а потому попал на самую тяжелую и неблагодарную работу для археологов - снятие дерна (верхнего слоя земли, испещренного корнями растений). Естественно, никаких совочков, а только заточенные лопаты: корни так просто не поддаются. Причем нужно сделать так, чтобы не задеть слой, идущий под ним, где и начинаются основные находки. Иначе могут перевести на другую, самую сложную работу, которую выполняют, как ни странно, девушки. В основном это студентки первых курсов. Девицы должны разламывать крепкие куски дерна тоненькими пальчиками и прощупывать в них находки. А так как многие после гламурной Москвы брезгуют этой рутиной, около 30 процентов находок так и остается лежать в земле.
Позже все той же лопатой приходится орудовать более точно - снимать землю по слоям. Скажем, по 1 или по 5 см, ко всему прочему таким образом, чтобы вся площадка раскопа не имела перепадов в высоте и бугров. Это позволяет проследить в земле разные слои, а иногда и ямы - в них, кстати, в основном и прятали рязанцы от татар свои драгоценности.
После такой пахоты (археологи называют ее зачисткой) на непродолжительное время начинается работа более интеллигентная - зарисовка. Делать ее нужно крайне аккуратно. В тетради размером с газетный лист и кучей маленьких клеточек надо запечатлеть все узоры и цветовые оттенки земли. Без навыков черчения выполнить такую работу качественно просто невозможно.
Кто не умеет, сразу отправляется двигать кучи земли куда подальше (на языке археологов это называется «двигать отвал»). А делается это для того, чтобы непредвиденный дождь случайно не потащил накопанную землю в раскоп и не попортил его горизонтальную прямоту.
В экспедиции вообще боятся дождя - когда он идет, археологи не работают. Все согреваются разными напитками (как правило, это самогон), чтобы не заболеть. Некоторые, как водится, уходят в запой. В этом случае из экспедиции выгоняют: официально в ней... сухой закон.
«Что губит дурака? Тяга к прекрасному»
Этой фразой из довлатовского «Чемодана» можно охарактеризовать большинство случайных людей, появляющихся в экспедиции.
Надо начать с того, что земля Старой Рязани является памятником истории и культуры и охраняется государством. Вести раскопки там может лишь Российская академия наук. Всем остальным грозит за "археологическую самодеятельность" штраф или тюремный срок. Например, местного жителя, вырывшего на собственном участке небольшой пруд, периодически вызывают к следователю. Считается, что своими действиями он мог уничтожить множество ценных артефактов. Теперь ему грозит до 5 лет заключения.
Сельский участковый часто привозит в палаточный лагерь «черных копателей» с находками, найденными у них в карманах, и металлоискателями. Ловить таких браконьеров ему помогает специальный отряд, состоящий из бывших военных и милиционеров. Мужчины они суровые и живут небольшой компанией в роще близ городища. В случае чего, да и просто от скуки, могут навешать «черным копателям» тумаков, не вызывая полицию.
К счастью, мы от этого застрахованы, но можем погореть на другом. Не секрет, что каждому очень хочется привезти с раскопок что-нибудь ценное. Тем более если ты не археолог и приехал покопать ради интереса. Правда, здесь есть одно «но»: находки на городище всецело принадлежат государству - например, клад, найденный в Старой Рязани в 2005 году (120 женских серебряных украшений), хранится в Оружейной палате Кремля. А потому нужно брать найденное, никому не рассказывая. Тайком. Мало ли - кто-то позавидует или сболтнет.
Далее все зависит от статуса украденного на черном рынке. К слову, серебряная сережка XII века будет стоить около 10 тысяч евро. За это могут и посадить. А за какой-нибудь наконечник стрелы или копья можно получить простой выговор.
Лично я смалодушничал и украл у государства два артефакта: лезвие ножа XIII века и языческий амулет. Но лезвие почти ничего не стоило, а языческий амулет не стал бы достоянием общественности и без моих противоправных действий. Скорее всего, как любезно рассказали специалисты, это был так называемый молот Тора, главного скандинавского бога. А не нужен он археологам по простой причине. На тему того, что в Старой Рязани не было викингов, написана не одна научная работа. Переписывать историю, естественно, дело кропотливое. К тому же ученые могут испортить отношения со своими коллегами, отстаивающими консервативную точку зрения. И, значит, «молот Тора» для них - как чирей в одном месте. К слову, это не единственный амулет, осевший на руках археологов за ненадобностью современной российской науке...
| |