|
Если вы стосковались по мудрой и сильной власти, вам стоит присмотреться к новому историко-приключенческому фильму «Ярослав. Тысячу лет назад» (режиссёр Дмитрий Коробкин; прокат на территории России с 14 сентября количеством более 500 копий - XX век Фокс СНГ).
Cобственно, кроме нехитрого посыла - князь (царь, генеральный секретарь, президент - нужное подчеркнуть) должен быть умным, сильным физически и нравственно, демократичным и в то же время набожным - в «Ярославе» впечатляет разве что качество работы каскадеров (дабы не утомлять потенциального зрителя рассуждениями о свойствах власти, вся деятельность Ярослава Мудрого представляется как серия стычек с лесными разбойниками, продажными варягами и воинственным племенем неких «медведей») и количество пролитой «клюквенной» крови (на крупных планах, преимущественно изо рта).
Обсуждать с точки зрения кино было бы ну решительно нечего - вся эта варварская «кровянка» довольно предсказуема и потому утомительна - если бы не приятно цепляющая глаз убедительность материального мира, скрупулёзно воссозданной «исторической реальности».
И действительно: кроме крови, в «Ярославе» много дерева, как живого, так и пущенного на роскошные декорации: чего стоит выстроенный почти «в натуральную величину» город Ростов Великий XI века. Я уж не говорю об одежде и предметах быта - всяких там колечках, ожерельях, ложках и плошках. Казалось бы, погружение в XI век нам обеспечено полностью... если бы не говорили герои таким современным (плоским, неинтересным, суконным, кондовым) русским языком... В отличие, кстати, от варягов, которые пользуются смесью русского и, надо полагать, (старо)норвежского.
Возникает странное ощущение: сквозь оболочку исторического фильма проглядывают наши родные «разборки» - мафиозно-военно-политические. Картинка увлекает на «тысячу лет назад», а непосредственно история заставляет вспомнить клише любовно-криминальной драмы годов девяностых и «нулевых».
Авторы могут возразить: за тысячу лет мало что изменилось по существу, мало только осталось таких взвешенных политиков, как Ярослав Мудрый (в фильме его довольно уверенно играет артист Русского драматического театра в Таллине Александр Ивашкевич).
Всё так. Я говорю не столько об осовременивании исторического материала (а оно в отечественном и мировом кино присутствовало всегда и везде), сколько об адекватности драматургического материала масштабу персонажа - будь то, повторюсь, князь, царь, генеральный секретарь или президент. На экране должна пульсировать не кровь с пузырями, а мысль и непосредственная эмоция.
Насколько известно, «Ярослав» - это один из первых камешков в фундаменте так называемого «социально значимого кино». Однозначно, к созданию кино большого стиля нужно привлекать людей знающих, по возможности что-то стоящее и заметное сделавших именно в этом направлении.
Кроме того, и бюджет такого кино должен быть на несколько порядков больше. Гармоничное соединение большого таланта и большого денежного мешка позволят создать наконец Кино , которого мы все с таким нетерпением ждём.
| |