|
В последнее время мало какой строительный проект в Москве обходится без скандала на почве охраны архитектурных памятников.
Инноград в Сколково не стал исключением. «Архнадзор» и общественное движение «Наше Сколково» обнаружили на застраиваемой территории усадьбу начала ХХ века. Как заявляют эксперты, здание выстроено в стиле неоклассицизма, что в ближнем Подмосковье встречается достаточно редко. Кроме этого, археологи обнаружили фундамент, предположительно оставшийся от дворца Александра Меншикова. «МК» постарался разобраться в ситуации.
- Сейчас ансамбль «Дом и парк купца Гусева» (другое название - усадьба Мамоново) находится в тяжелейшем состоянии, - говорит ученый секретарь Совета по наследию Союза архитекторов России Ирина Заика. - Последние несколько лет здание не отапливается. За зиму стены промерзли, что негативно сказалось на сохранности объекта. Но при этом усадьбу еще можно сохранить. Крыша и перекрытия целы, остались элементы внутренней отделки.
По словам нашей собеседницы, вокруг дома сохранились остатки английского ландшафтного парка и каскадные пруды. Последние тоже пребывают в удручающем состоянии из-за неудовлетворительного ухода. Но вернуть водоемам приемлемый вид еще можно.
- Формально ансамбль не является памятником архитектуры и не охраняется государством, - говорит г-жа Заика. - Но мы собираемся это изменить. Борьба за усадьбу длится с середины 2011 года. Уже сделано несколько экспертиз, чтобы придать зданию официальный статус. В списках министерства культуры Московской области значится, что у дома есть признаки объекта культурного наследия.
Кроме этого, архитекторы обнаружили на территории «Сколково» белокаменный фундамент, который предположительно принадлежит дворцу сподвижника Петра I Александра Меншикова. По заявлению представителей общественного движения «Наше Сколково», проект строительства иннограда не предполагает сохранения исторических объектов.
Непонятно, что будет с усадьбой Мамоново в будущем, - говорит Ирина Заика. - Вроде бы есть туманные обещания, что объект будет сохранен. Но гарантий этого нет.
Понятно, почему строители иннограда не горят желанием заниматься старым особняком. «Сколково» делается для развития науки. Непонятные фундаменты и полуразвалившиеся строения скорее мешают. Ну а охранный статус заставит организаторов заниматься реставрацией. Что, в свою очередь, связано с дополнительными тратами.
Нужно ли это по-настоящему, не совсем ясно. Окажись усадьба действительно уникальным историческим объектом, ее судьбой озаботились бы раньше. А не через несколько лет, когда в округе выросли новые дома.
| |