|
Один из самых амбициозных проектов российского ВМФ - многоцелевая атомная подводная лодка «Северодвинск» - оказалась не соответствующей необходимым характеристикам. Это выявили проведенные испытания. Эксперты предположили, в чем именно заключаются проблемы и объяснили системы причины их появления
В понедельник источник «Интерфакса» в военно-промышленном комплексе сообщил, что многоцелевая атомная подводная лодка «Северодвинск» четвертого поколения проекта 885 «Ясень» будет принята в состав ВМФ не ранее 2013 года из-за проблем с ядерной энергетической установкой.
«На испытаниях "Северодвинска" выявлено, что его ядерная энергетическая установка не выдает заданной мощности. А еще лодка не обеспечивает требуемый уровень шумности. С такими серьезными недостатками корабль на вооружение флота принимать нельзя», - сказал он.
Кроме того, по словам источника, предприятие «Завод "Дагдизель" до сих пор не выполнило контракт на поставку новой самонаводящейся торпеды для подлодок класса "Ясень". "То изделие, которое было создано, является взрывоопасным, и потому не может быть использовано для вооружения подлодки", - пояснил представитель ОПК.
Напомним, 8 августа первый заместитель министра обороны Александр Сухоруков сообщил, что "лодка находится на испытаниях в Белом море, потом с мелководья перейдет в Баренцево море". Он выразил уверенность в том, что лодка успеет завершить испытания в текущем году, поскольку, по его словам, "на предприятие каждый день капают штрафные санкции".
Отметим, в начале июля член Военно-промышленной комиссии при правительстве России Владимир Поспелов предупредил, что планы создания двух группировок новейших АПЛ проектов "Борей" и "Ясень" к 2020 году могут быть сорваны.
"История с контрактацией двух группировок по строительству атомных подлодок четвертого поколения „Борей" и „Ясень" известна. Практически в ручном режиме правительство страны было вынуждено управлять этим процессом. Эти контракты были заключены со сдвижкой около года, что уже на данном этапе запуска программы создало все предпосылки к срыву этих важнейших заданий", - сказал он.
"Северодвинск" предполагалось принять на вооружение еще в прошлом году, но сроки были сорваны. "Контракт со сроком сдачи головной подлодки класса „Ясень" в 2011 году не выполнен, его выполнение перенесено на 2012 год", - говорил в январе этого года замминистра обороны Александр Сухоруков. Он добавил, что по итогам выполнения предприятиями российского оборонно-промышленного комплекса обязательств в рамках ранее заключенных контрактов Минобороны выставило претензии прибалтийскому заводу "Янтарь" (производство большого десантного корабля проекта 11711), дагестанскому предприятию "Дагдизель" (производство самонаводящихся торпед) и предприятию КНАПО (производство самолетов Су-27СМ и Су-35, Хабаровский край).
Первый вице-президент Академии геополитических проблем капитан 1 ранга запаса Константин Сивков в интервью газете ВЗГЛЯД высказал мнение, что проблемы с торпедами и с шумностью вряд ли могли стать причиной срыва сроков. "Проблема с поставкой нового торпедного оружия на корабль не является основанием для того, чтобы задержать его ввод в состав флота, - сказал он. - Более того, в зависимости от того, какие задачи решает корабль, комплектация торпедного и ракетного вооружения может быть изменена. Это не причина. Более того, торпеда никогда не делается под корабль. Они делаются как образец оружия. Если эти торпеды будут эффективными и будут превосходить по своим тактико-техническим характеристикам другие торпеды российского флота, то они будут приняты на вооружение всего флота, всех подлодок Военно-морского флота России, атомных и не атомных".
"А вот две другие проблемы - ядерная энергетическая установка и шумность, - серьезная вещь, - продолжил он. - Но обычно, если шумность несколько завышена, корабль тоже принимают в состав флота, просто проводят мероприятия по снижению шумности, и это не является основанием".
"Я полагаю, проблема в ядерном реакторе, - сказал эксперт. - И дело, видимо, не столько в мощности реактора, сколько, видимо, наличие угроз ядерной безопасности на корабле, которое заставляет ограничить мощность ядерного реактора и, соответственно, скорость лодки. Но ограничение использования мощности ядерного реактора угрозу ядерной безопасности не нейтрализует: с течением времени может потребоваться необходимость еще в большей степени снижать допустимую мощность этого реактора из-за износа, и это будет способствовать повышению опасности этого корабля".
Проблемы с двигательной установкой Сивков склонен объяснить недостатками ее конструкции. "Это связано с утратой научной школы, рабочих школ, инженерно-конструкторских кадров", - сказал он.
"Уже второй год не могут принять на вооружение подводную лодку „Северодвинск", которая была спущена на воду, в которой уже имеется полноценный экипаж, и которая регулярно проходит ходовые испытания, - отметил Сивков. - Хочу напомнить, что 885-й проект - это советский проект, „Северодвинск" была спроектирована и начала строиться еще в советское время. Этот корабль должен был быть принят на вооружение советского флота в 1992-1995. К нынешнему году этих кораблей в составе российского флота должно было быть больше двух десятков. Сейчас даже одного принять не могут".
"Все проблемы являются прямым следствием сложившейся в оборонно-промышленном комплексе и в Министерстве обороны Российской Федерации системы приема на вооружение новых образцов оружия", - сказал он.
Бывший начальник вооружения ВМФ контр-адмирал Вячеслав Апанасенко развивает эту мысль: "Таково состояние промышленности нашей страны, - сказал он газете ВЗГЛЯД. - Возможны задержки в сроках, возможны непоставки какого-то оборудования, возможно некачественное оборудование. Оно сказывается не только на Военно-морском флоте, но и на нашей космической отрасли. Все неудачи, которые мы видим, свидетельствуют об этом. Это системная ошибка в развитии нашей промышленности".
"Системные проблемы можно решить так, как решили китайцы: они взяли те схемы, которые существовали у нас в Советском Союзе, и их скопировали", - добавил он.
Апанасенко обратил особое внимание, что при сложившейся ситуации отставки вряд ли могут на нее повлиять, да и найти ответственных непросто. "Никакими смещениями кого-то с должности эта проблема не решится. Отсутствие системности приводит к сиюминутным, эмоциональным решениям, а они могут быть непредсказуемыми. Рогозин правильно говорил: существует системная ошибка в налаживании связей в промышленности. Эта ошибка сказывается на всех отраслях", - сказал он.
"У нас было Министерство судостроительной промышленности, - продолжил эксперт. - Там была выстроена система, в том числе, и ответственности должностных лиц. А сейчас: с кого спросить у нас в стране за состояние дел в подводной отрасли? Да не с кого. Сейчас вам поставят тысячу людей, которые честно работают, а все вместе - лебедь, рак и щука".
"Сейчас никто не сможет показать, кто отвечает за прием этой подводной лодки. Раньше у нас существовала госприемка кораблей. А сейчас создан целый ряд всяких структур, а ответственных нет. Раньше за готовность к сдаче корабля отвечал министр судостроительной промышленности, и он знал: если он не подготовит этот корабль к сдаче Военно-морскому флоту, он лишится своей должности. У нас сейчас нет министерства, никто за это не отвечает", - заключил контр-адмирал.
Напомним, многоцелевая атомная подводная лодка "Северодвинск" (К-329) спроектирована санкт-петербургским морским бюро машиностроения "Малахит" и заложена на Севмаше еще в 1993 году. Ее строительство продолжалось до лета 2010 года, когда она в присутствии тогдашнего президента Медведева была спущена на воду.
Столь долгий срок на заводе объясняют как экономическими проблемами конца прошлого века, так и сложностью новой конструкции АПЛ.
В июле 2009 года на Севмаше заложена вторая АПЛ проекта 885 - "Казань". В ноябре прошлого года Минобороны подписало с заводом контракт на строительство целой серии подлодок проекта 885. По данным гендиректора Севмаша, таких АПЛ будет построено не менее пяти штук. Они должны заменить АПЛ проекта 949 "Антей", которые получили прозвище "убийцы авианосцев".
Первый испытательный поход "Северодвинска" продлился три недели. Его прервали, когда на новой подлодке выявили "незначительные неисправности", для устранения которых пришлось вернуться на базу.
В следующем испытательном походе головной АПЛ проекта 885 все прошло без осложнений. Лодка провела в открытом море около двух месяцев. Все это время специалисты Севмаша и военные моряки занимались проверкой комплексов и систем.
"Северодвинск" - двухкорпусная одновальная АПЛ с пониженным уровнем акустического поля. Рубка имеет обтекаемую овальную форму, прочный корпус разделен на 10 отсеков. Впервые в практике отечественного кораблестроения торпедные аппараты расположены не в носу корабля, а за отсеком центрального поста, что позволило разместить в носовой оконечности антенну нового гидроакустического комплекса.
Для ракетного оружия используются восемь вертикальных пусковых установок. Мощный комплекс вооружения включает сверхзвуковые крылатые ракеты и универсальные глубоководные самонаводящиеся торпеды. Корабль также получил новейшие комплексы связи и навигации, оснащен принципиально новой ядерной энергетической установкой.
Внедрения последних разработок российского военно-промышленного комплекса должны обеспечить этим АПЛ первенство среди зарубежных аналогов в малошумности и скрытности.
Подлодка будет иметь водоизмещение 8,6 тыс./13,8 тыс. тонн. Размеры - 119х13,5х9,4 метра. Максимальная глубина погружения - 600 метров. Скорость - 16/31 узел. Экипаж - 90 человек (32 офицера).
| |