|
По данным KPMG в прошлом году от рядовых работников избавлялись вдвое реже, чем в 2009-м
После кризиса руководителей стали увольнять втрое чаще, а рядовых специалистов - вдвое реже, следует из предоставленных «Ведомостям» данных исследования KPMG, в ходе которого анализировались показатели 65 крупнейших российских компаний - лидеров финансового и энергетического секторов, а также секторов производства и продажи товаров народного потребления, фармацевтики и металлургии. Судя по данным исследования, за первый (2009 г.) год кризиса в рассматриваемых компаниях уволили 17,42% всех руководителей высшего звена, тогда как в 2011 г. доля уволенных топ-менеджеров составила лишь 6,25%. Доля рядовых специалистов, уволенных по инициативе работодателя в кризис, составила 11,14%, тогда как в 2011-м году - лишь 5,14%. Во время кризиса многие производственные компании сокращали рабочее время и отправляли сотрудников в неоплачиваемые отпуска, сохраняя рабочие места. Менее всего увольнения в эти годы коснулись производственного персонала (6,9% и 6,24% соответственно). А вот вспомогательный персонал, судя по данным KPMG, в кризис более всего подвергался сокращениям: в 2009 г. был уволен практически каждый пятый (18,28%), а в 2011 г. - только 8,7%. Подробнее смотрите диаграмму. «Доля уволенных руководителей высшего звена оказалась выше в том числе из-за небольшой численности данной категории сотрудников, - отмечает Алевтина Борисова, партнер, руководитель управления по работе с персоналом KPMG в России и СНГ. - Тем не менее, по сравнению с 2009 г., фокус увольнения сместился с рядовых специалистов и вспомогательного персонала на руководителей высшего звена. Это, на наш взгляд, может быть обусловлено более длительным периодом оценки эффективности решений, принимаемых руководителями высшего звена, поскольку они носят долгосрочный, стратегический характер». По мнению Борисовой, если основываться на этом предположении, столь высокая доля уволенных в 2011 г. руководителей высшего звена может являться следствием не оправдавших себя (неэффективных) решений, принятых ими в кризисный период. «Не могу утверждать, кого сокращали больше - топов или линейный менеджмент. Безусловно, топовых позиций в принципе меньше, поэтому сокращение на этом уровне более заметно рынку», - говорит Сергей Ражев, управляющий директор Cornerstone. По его наблюдениям, во время кризиса компаниям нужны были универсальные специалисты, умеющие работать в ситуации нестабильности, выполнять несколько функций одновременно, хорошие исполнители, профессионалы, умеющие экономить деньги. Ряжев считает, что таких специалистов (вне зависимости от уровня) не сокращали, наоборот, за ними продолжалась охота. «В то время поменялось соотношение уровня позиций, позиции executive search было меньше, чем в стабильное время, в основном выполнялись заказы на специалистов среднего и выше среднего звеньев», - говорит Ряжев. Он уверен - квалифицированные топ-менеджеры никогда не теряли своей ценности из-за нестабильной экономической ситуации в мире. «С новыми кадрами всегда идет приток "свежей крови", кто-то приходил на смену слишком дорогим топам, которых компания не могла себе позволить. Кризис был временем привлечения лучших кадров на более выгодных для работодателей условиях», - считает управляющий директор Cornerstone.
| |