|
Министерство образования и науки с 2015 года планирует ежегодно проводить комплексные тесты учащихся 8-9 классов, чтобы определить их склонности и помочь выбрать будущую профессию.
В мониторинге будут участвовать как преподаватели школ, так и психологи. В итоге детей разделят на технарей и гуманитариев. Что даст эта система самим ученикам и насколько она объективна, выясняла корреспондент «Вестей ФМ» Марина Костюкевич.
К чему лежит душа, ум, природные склонности и желания ученика, помогут определить учителя и психологи с помощью теста. Ученики расскажут о ценностях и приоритетах (друзья, семья, работа), о планах после школы (вуз, колледж или работа), об увлечениях и так далее. На основе этой информации определят, какое направление больше подходит школьнику: гуманитарное или техническое. Но это не значит, что они будут обязаны прислушаться, даже в случае несогласия с результатами, говорит директор Центра образования «Царицыно» №548, член общественной палаты Ефим Рачевский:
«Никто насильно на гуманитариев и технарей разделять не будет, если вдруг кто-нибудь не захочет выбрать вообще ничего, то имеет право и не выбирать. Умение выбирать - одно из сложных умений, так как за выбором - принятие решения».
Для тех, кто решение принял, то есть мнения тестирующих, самого ребенка и его родителей совпали, в расписании уроков ученика появляется больше предметов его профиля. Либо дети остаются в одном классе, какие-то занятия будут общими, а профильные - отдельными, либо после девяти лет обучения для учеников введут профильные классы. В Центре образования №548, например, по первому варианту действуют уже сейчас, рассказывает Ефим Рачевский:
«В 8-9 классе мы им вводим так называемые "элективные курсы" по выбору. За 2 года пробуя, ученик приходит к выводу, подходит ли ему это или нет».
Это очень условно. Определиться с будущим в школе могут далеко не все, считает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Зачастую школьник, мечтающий об юриспруденции, поступив на это направление, затем уходит в совершенно другую область. Важно не давить и стопроцентно настраивать на что-то, а помогать:
«Любое тестирование должно иметь только вспомогательную роль. Школа должна реализовывать интересы ребенка. У двух третей учеников есть более выраженные интересы».
У оставшейся трети могут меняться пристрастия, они могут простираться между техническим и гуманитарным полюсами. Потому делить на две колонны недопустимо, уверен Ярослав Кузьминов:
«Речь должна идти не о двух профилях, это очень убого и неправильно, речь должна идти о 5-6 профилях. Это точные науки, информатика, гуманитарный профиль, социально- экономический, технологический, биологический профиль».
При этом, как говорят все эксперты, должна быть не показуха, а реально работающая система профориентации. Ее прообразом была когда-то система приоритетов в советской школе - так называемые школы с углубленным изучением языков, математики, физики и так далее. Сейчас важно не просто выявить склонности, но и суметь развить их. Это должны быть сильные учителя-предметники, считает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов:
«Я уверен, можно будет найти учителей географии, истории, чтобы они могли читать продвинутые курсы. Вопрос в том, чтобы привести их в школу. Нужно будет поднять им заработную плату. Потому что хороший профессионал на те деньги, которые платят сейчас в школе, попросту не придет».
Немаловажна и роль психологов. Специалисты этого профиля должны хорошо знать учеников, их интересы и уметь и ненавязчиво помогать с выбором профессии, чтобы не было ситуации, когда после сдачи ЕГЭ вчерашний школьник отдает документы на биологический, экономический и филологический факультеты, искренне считая, что важен лишь престижный вуз, а специальность - дело десятое.
| |