|
Как Тимошенко-младшая журналиста «строила».
От редакции «Обозревателя: Прошли те времена, когда Тимошенко-младшая с по-детски широко распахнутыми глазами дрожащим голоском рассказывала миру о драматической судьбе своей матери. Самооценка Евгении изменилась, раскрылось ее отношение к журналистам, к критике, к свободе слова. Да что описывать - читайте сами.
Миссия Евгении Тимошенко - привлекать внимание к своей матери. Однако, критических вопросов она как будто не воспринимает.
Интервью провел Штеффен Добберт, Киев
Партия, с которой Юлия Тимошенко десять лет назад впервые пошла на выборы, называется БЮТ, Блок Юлии Тимошенко. В 2004 году Тимошенко была одним из лиц оранжевой революции, после чего два раза становилась премьер-министром.
Помещение, в котором в сейчас находится ее дочь Евгения - бывший рабочий кабинет ее матери в центральном офисе БЮТ. За большим столом для переговоров рядом с Евгенией садится ее пресс-секретарь. Рядом - письменный стол Юлии, на нем - фото Евгении. Перед началом Евро 2012 32-летняя Евгения дала в Германии ряд интервью, посещала ток шоу и говорила об ущемлении прав человека украинскими властями.
ZEIT ONLINE: Госпожа Тимошенко, по понедельникам Вы посещаете свою мать в больнице, где она сейчас содержится. А сегодня Вы визит не планируете?
Евгения Тимошенко: Нет, потому что сегодня я беседую с Вами. Завтра я поеду к матери. В настоящее время, я могу посещать ее в любой день недели.
ZEIT ONLINE: Уже несколько месяцев вы активно занимаетесь вопросами правового государства в Украине. Не означает ли это Вашей трансформации из бизнес-вумен в политика, так же, как это произошло с Вашей матерью?
Е.Т.: Ваш вопрос - провокация. Нет, я бизнес-вумен, в Англии я училась в Лондонской школе экономических и политических наук. К тому же, я управляю рестораном. Моя миссия - не политическая, моя миссия - каждый день посылать миру мессиджи от моей матери. Чтоб защитить свою мать, я хочу четко объяснить, как режим пытается уничтожить любую оппозицию.
После первых вопросов нашу беседу прерывает пресс-секретарь Евгении, сама в прошлом журналистка. Она посчитала недопустимыми вопросы, которые не затрагивают тему тюремного заключения матери Евгении. Евгения, по ее мнению, должна доносить людям в Германии и всем мире, информацию о том, что происходит с ее матерью.
ZEIT ONLINE: Госпожа Тимошенко, мы неоднократно слышим обвинения в адрес Вашей матери в том, что она сама является олигархом.
Е.Т.: Моя мать была бизнесвумен, которая заработала деньги, легально! После чего она стала политиком и ушла из бизнеса. У нее что, когда-то был ТВ-канал? Или она использовала свою власть? Она что, сотрудничала с другими президентами, чтоб заработать денег? Вы должны знать, что из-за политических репрессий моя мать сейчас в тюрьме. Весь мир это знает. Это факт. Ее заключение - дело рук режима, и режим ее хочет содержать там вечно. Но сейчас моя мать в Украине популярней, чем Янукович и его партия.
ZEIT ONLINE: Украинская писательница Оксана Забужко несколько дней назад написала в своей заметке для Зюддойче Цайтунг про то, что Тимошенко поддерживают только десять процентов, в то время как Януковича - 20 %.
Е.Т.: По данным украинских СМИ, даже тех, которые контролирует режим, рейтинг моей матери выше, чем у Януковича, с отрывом в четыре процента. 64 % не доверяют Януковичу. Даже лояльно настроенные к Януковичу социологические структуры констатируют, что рейтинг моей матери выше, чем у Януковича.
ZEIT ONLINE: Пациенты, которые содержатся в той же больнице, что и Ваша мать, активистки Фемен, таксисты, футбольные болельщики, вкладчики банков, журналисты - многие, с которыми мне пришлось пообщаться, не очень хорошо высказывались о Вашей матери.
Е.Т.: Это значит, что Вы - не журналист. Вы не хорошо исследовали вопрос, Вы, очевидно, не встречались с европейскими парламентариями, которые знают мою мать как политического лидера, уважают ее, видят, что с ней происходит и знают, что она ничего не делала неправильно. Моя мать активно занимается политикой 15 лет. Вероятно, некоторые вещи можно было бы сделать лучше, но она отдала этому делу все, что могла.
С того времени, как про-российский президент Виктор Янукович в 2010 году второй раз был избран главой государства, демократическе реформы в Украине исчезли с повестки дня. По данным Transparency International, Украина находится на 152 позиции из 183 по индексу коррупции. Критики говорят о зависимости судебной системы от властей и ограничениях свободы слова. Говорят также об авторитарном стиле правления Януковича. Наблюдатели отмечают, что если в октябре власти не хватит голосов для победы на выборах, она может прибегнуть к фальсификациям. Евгения страстно критикует президента и защищает права человека. Что, конечно, вызывает восхищение. В этом году ее мать является претендентом на получение Нобелевской премии мира.
ZEIT ONLINE: Госпожа Тимошенко, Ваша мать уже два года не во власти, но, в том числе и благодаря Вам, к ней привлечено большое внимание.
Е.Т.: В этой стране осудить могут даже невиновного человека. Моя мать - это яркий пример того, что происходит со многими другими людьми - поэтому к ней привлечено такое внимание. Есть и другие жертвы режима - минимум три человека, бывшие члены правительства, коллеги моей матери, сейчас находятся в тюремном заключении. Поговорите с любым бизнесменом. Он Вам расскажет, что в этой стране у него нет шансов, потому что правительство поменяло налоговое законодательство, а судебная система не работает.
ZEIT ONLINE: У Вас есть опасения, что в больнице с Вашей матерью может что-то случиться?
Е.Т.: Нет. Но Ваш вопрос меня удивил. Я не хочу на него отвечать.
ZEIT ONLINE: Госпожа Тимошенко...
Е.Т.: СМИ манипулируют неверной информацией. Пример: три месяца назад тут сообщалось, что моя мать здорова и не нуждается в лечении. После чего прибыл немецкий врач из Берлина и подтвердил, что она серьезно больна и не может ходить. До этого правительство семь месяцев отказывало матери в медицинском лечении. Это не шутка! Но эта больница - она как тюрьма. Знаете, никто, спросите первого попавшегося человека, никто не хотел бы попасть в такую больницу. Моя мать не может выбирать, где ее лечат, она бы предпочла проходить лечение в Киеве. Вы что это не понимаете?
Пресс-секретарь снова прерывает наш разговор. Это интервью - не интервью в моем понимании, говорит она. Возражение про то, что вполне есть люди, которые хотели бы лечиться в той больнице, где лежит Тимошенко, остается без ответа. Пресс-секретарь достает из своей сумки стопку международной прессы. "После избиения Тимошенко объявила о голодовке" или "Прокурор называет обвинения против Тимошенко недостоверными" - гласят некоторые заголовки. Она говорит, что перед тем, как проводить интервью, необходимо ознакомиться с этими текстами.
ZEIT ONLINE: Госпожа Тимошенко, последний вопрос. Насколько важна вам поддержка из Германии?
Е.Т.: Все те, кто нас поддерживает - в Германии, в Европе, во всем мире, выступают за демократические изменения, поскольку понимают - без них страна скатится до диктатуры. Заявление Ангелы Меркель в точности отражает эту мысль. Надеюсь, что до того, как политические заключенные не выйдут на свободу и справедливость не восторжествует, немецкое правительство не ослабит давление на украинскую власть.
Сказав последнее слово для интервью Тимошенко со своей пресс-секретаршей сразу же покидает бывший рабочий кабинет своей матери. Разговор, который, как планировалось, должен был длиться час, закончен через полчаса.
| |