|
Президент Южной Кореи Ли Мен Бак потребовал от Токио извинений за преступления времен оккупации, в частности за массовое превращение кореянок в сексуальных рабынь для нужд японских солдат. Требования Южной Кореи к Японии в какой-то мере напоминают требования прибалтийских стран к России, однако т. н. «советская оккупация» происходила совсем иначе.
В среду корейский народ празднует национальный праздник - День освобождения от японской оккупации. Празднуют по обеим сторонам государственной границы - и в Северной Корее, и в Южной. 67 лет назад Советская армия освободила полуостров, который в 1910-1945 годах был оккупирован Японией.
Выступая накануне в честь праздника, президент Южной Кореи Ли Мен Бак внезапно сделал заявление, которое с раздражением восприняли в Японии. Ли заявил, что император Японии Акихито может посетить Южную Корею, но только в том случае, если он «стремится от всего сердца принести извинения тем, кто погиб, сражаясь за нашу независимость».
Японская печать немедленно вспомнила, что еще в 2008 году только что пришедший к власти Ли Мен Бак сам пригласил японского монарха в удобное время нанести визит, причем никаких условий он тогда не ставил. Кроме того, пресса напомнила, что в ходе визита предшественника Ли Мен Бака Ро Дэ У в Токио в 1990 году император Акихито уже публично выразил свои сожаления в связи со страданиями корейского народа под японским гнетом. Бывший глава одного из департаментов МИД Японии политолог Казухико Того напомнил газете ВЗГЛЯД, что Токио вообще никогда не предлагал Сеулу организовать визит императора. «Это Ли Мен Бак предложил, и сейчас он выдвинул новые условия. Это странно», - сказал эксперт.
Того отметил, что за последнее время президент Южной Кореи сделал несколько шагов, которые обострили отношения между странами. Так, в прошлую пятницу Ли посетил остров Токто (японское название - Такэсима), который остается предметом спора между Сеулом и Токио. В знак протеста министр иностранных дел Японии Коитиро Гэмба временно отозвал посла из Сеула.
Выступая в среду, Ли Мен Бак назвал Японию «близким соседом, другом, с которым Корея разделяет общие ценности, и важным партнером, с которым необходимо сотрудничать ради будущего». Тем не менее президент подчеркнул: «Однако мы должны отметить, что в истории корейско-японских отношений есть вещи, которые затрудняют движение к лучшему завтрашнему дню в Северо-Восточной Азии, а также вредят двусторонним отношениям».
Оратор неожиданно для аудитории сосредоточился на теме массовых преступлений. По его словам, в особенности это относится к вопросу «женщин для утех» - кореянок, ставших во время оккупации жертвами сексуального рабства для нужд японских солдат.
«Это было нарушением прав женщин, совершенным в военное время, равно как и нарушением универсальных прав человека и исторической справедливости. Мы требуем, чтобы японское правительство несло за это ответственность», - сказал Ли.
Японский политолог напомнил, что Токио ранее уже не раз выступал с соответствующими извинениями. «Не только я, но большинство японцев думают, что мы искреннее выразили и выражаем свои извинения, - сказал газете ВЗГЛЯД Того. - Мы уже выразили это в некоторых очень важных моментах, и конкретные меры тоже принимали». «Чтобы было осуществлено примирение, нужно определенное понимание японского извинения с корейской стороны. Но после слов Ли Мен Бака мне кажется, что у них нет никакой готовности принимать японские извинения», - полагает Того.
Предвыборная игра
В свою очередь руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН кандидат политических наук Александр Жебин указывает, что вопрос о десятках тысяч «женщин для утех» действительно остается нерешенным.
По его словам, японцы отказались признавать свою вину за это на государственном уровне, а «пытались представить это как дело частных компаний, которые помогали японской армии, хотя соответствующие документы найдены».
«Был создан неправительственный фонд, который выплачивал компенсации этим женщинам. Но корейцы требуют признания вины на государственном уровне, официальных извинений и соответствующих компенсаций», - сказал Жебин газете ВЗГЛЯД, добавив, что американские законодатели в свое время даже приняли резолюцию с поддержкой корейской позиции по этому поводу.
Тем не менее, указывает эксперт, этот спор большей частью используется обеими сторонами, особенно корейцами, во внутриполитических целях.
«В Южной Корее начинается предвыборная кампания. Позиции правящей партии очень слабы, особенно по вопросам объединения с Севером. Рейтинг президента очень низкий. Большинством экспертов политика Ли Мен Бака считается неудачной и даже провальной. Вот Ли Мен Бак впервые в истории полетел на Токто. Это, видимо, тоже было связано с началом предвыборной кампании. Хотя он сам не может уже избираться - в Южной Корее один президентский срок, - тем не менее этот шаг был чисто пропагандистский, чтобы поддержать свой авторитет», - рассказал политолог. Напомним, что родной брат нынешнего президента не далее как в июле был взят под стражу по обвинению во взяточничестве. По опросам, ставленник партии, к которой принадлежит Ли Мен Бак, то есть его преемник, должен проиграть президентские выборы, назначенные на декабрь.
Как передает ИТАР-ТАСС, в среду Гэмба вновь выразил свой протест Сеулу, теперь уже в связи с высказыванием Ли Мен Бака. Премьер Японии Есихико Нода также выразил неудовольствие в связи со словами южнокорейского президента. «Я не могу их понять, они вызывают сожаление», - заявил глава правительства.
Добавим, что в среду два члена кабинета министров Японии посетили храм Ясукуни, в котором хранятся поминальные таблички с именами японских солдат и военачальников, погибших в войнах, которые вела Япония. Визиты японских официальных лиц в храм традиционно вызывают резкие протесты со стороны двух Корей и Китая. Соседи Японии считают, что в храме в том числе поминают и тех, кто совершил военные преступления во время Второй мировой войны, что оскорбляет национальные чувства корейского и китайского народов.
Визит в храм совпал с празднованием на всем Корейском полуострове Дня освобождения.
Россия и Прибалтика - параллель
Отметим, что ситуация, при которой одна страна регулярно настаивает на извинениях за историческое прошлое от другой, не нова. Так, страны Прибалтики постоянно требуют от России извинений за «советскую оккупацию». При этом речь часто заходит о компенсациях от России, которая неоднократно делала примирительные шаги. Съезд народных депутатов СССР в 1990 году официально осудил пакт Молотова - Риббентропа, а первый российский президент Борис Ельцин позднее, по сути, принес свои извинения, признав факты преступлений сталинского режима, совершенных в Прибалтике. Однако прибалтийские власти регулярно требуют от Москвы новых извинений и компенсаций.
Жебин считает нынешние претензии прибалтийских политиков напрасными. «Это прибалты говорят про оккупацию, но мы-то в России знаем, что Прибалтика всегда жила особой жизнью - там было больше свобод, уровень жизни был выше, чем в остальной России. Так что Прибалтике особенно жаловаться не на что... Это не Корея, которая фактически была колонией, откуда рабски вывозили сотни тысяч корейцев на работы, а десятки тысяч женщин мобилизовывали в бордели. Японцы, в конце концов, запретили корейцам говорить на корейском языке и даже заставили поменять корейские фамилии и имена на японские. Это был совсем другой режим жестокости», - уверен Жебин.
Что касается корейско-японских отношений, то «периодические вспышки обусловлены как раз жестокостью колониального режима, которую многие корейцы не могут забыть и простить». «У корейцев, что у северных, что у южных, отношение к Японии одинаковое. В Корее с Севером и Югом масса проблем... Но что касается Японии, то по острову Токто, вопросу женщин они занимают одинаковую позицию», - отметил эксперт. Он напомнил, что Республика Корея и Япония подписали договор о взаимном признании только через 20 лет после освобождения - в 1965 году, и то под сильнейшим давлением Вашингтона, «которому нужно было взаимодействие своих союзников на Дальнем Востоке в годы Вьетнамской войны».
Однако даже выплата японцами Сеулу около 400 млн долларов компенсации не сняла проблему вокруг Токто. По словам Жебина, согласно древним картам, которые сохранились и в Европе, то есть их не могли подделать, остров изначально принадлежал Корее.
«А когда японцы установили в начале XX века свое господство, они тихой сапой все переделали и приписали островок к себе. У корейцев, безусловно, больше прав на этот остров. Но, к сожалению, Япония, которая вроде бы претендует на роль ответственного члена международного сообщества, на место постоянного члена Совбеза ООН, фактически имеет территориальные претензии ко всем соседним странам: к России, Китаю и Корее», - указал эксперт.
| |