|
Увидев в одном из последних номеров городской газеты «Самарканд» сразу четыре критических материала, был крайне удивлен. Материалы были посвящены проблеме питьевой воды, санитарному состоянию медицинских учреждений, уличной торговле, отсутствию табличек с названием улиц и номеров домов в некоторых махаллях Самарканда. Критика была и в следующем номере.
Ощутить изменения в лучшую сторону в газете «Самарканд» было приятно еще и потому, что я в течение семи лет - в 1995-2001 годах был главным редактором этого издания. С чем же связаны такие изменения? В поисках ответа на этот вопрос я направился в редакцию газеты.
Здание редакции и рабочие места журналистов после недавнего ремонта выглядят добротно. На каждом столе - компьютер. По словам главного редактора Хакима Джураева, кардинально изменилось отношение учредителя - городского хокимията к своему печатному органу. Все началось с ремонта здания, потом - покупка мебели, оборудования, оргтехники, в том числе пяти цифровых фотоаппаратов.
«На одном из заседаний хокимията, где принимали участие руководители всех подразделений, а также предприятий и организаций, хоким Акбар Шукуров заявил, что пришла пора менять свое отношение к прессе. Он призвал нас смело говорить о недостатках, а руководителей всех рангов - с пониманием относиться к выступлениям журналистов, адекватно реагировать на критику и принимать соответствующие решения», - рассказал заместитель главного редактора Асадулла Шукуров.
Результат не заставил себя долго ждать. С улучшением содержания и дизайна газеты вырос и ее тираж - сейчас он составляет 4500 экземпляров. Конечно, для полумиллионного города это не так уж много, но совсем недавно тираж составлял всего 800-1000. Это еще раз свидетельствует о том, что в наших СМИ работают способные журналисты. Им лишь нужно дать возможность делать свою работу.
Небольшие изменения наблюдаются и в трех областных газетах: «Зарафшон» (на узбекском языке), «Овози Самарканд» («Голос Самарканда», на таджикском) и "Самаркандский вестник" (на русском). В двух последних улучшилось внешнее оформление, стали появляться материалы критического характера, читатели начали искать в киосках свежие номера газет.
Однако подход к освещению недостатков у некоторых изданий пока избирательный. Одна из областных газет решила напечатать заметку автора этих строк «На концерт поневоле» о том, как руководство системы народного образования заставило учащихся общеобразовательных школ идти на концерт неизвестных никому музыкантов. Но потом главный редактор снял заметку прямо с полосы, которая должна была идти в печать. Объяснил он свое решение так: органы народного образования являются крупным подписчиком газеты, не стоит их обижать. А ведь своим выступлением газета могла бы способствовать пересечению таких случаев в дальнейшем.
На днях знакомый журналист, сотрудник одного из областных СМИ, радостно сообщил, что им разрешили рассказывать о недостатках. По его словам, хоким области Зоир Мирзаев собрал руководителей газет, радио и телевидения и дал им нагоняй. Он сказал примерно следующее: «До каких пор вы будете находиться в хвосте событий? О недостатках говорите только после моего критического выступления. Прекратите такую практику. Ваши выступления должны помогать нам получать объективную картину всего, что происходит в области».
Если руководство области и города наконец-то поняло место и роль журналистики, мы вправе ожидать и другие положительные изменения. Это аксиома, что одним из самых надежных каналов объективной информации являются средства массовой информации. Поэтому в развитых демократических странах первые лица государства свой трудовой день начинают с просмотра свежих газет. Сейчас они дружат с интернетом, причем не только читают, но и ведут свои сайты и блоги.
Если начальники разных уровней начнут черпать информацию из СМИ и не будут чинить препятствий выполнению журналистами своих обязанностей, многие недостатки будут исчезать, едва появившись, а это значит, что и самим руководителям будет легче работать.
У журналистов же появится мотивация работать еще лучше, всегда быть в гуще событий, увеличится тираж газет, число телезрителей и радиослушателей и, как следствие, будет больше рекламодателей, улучшится финансовое состояние СМИ.
Люди всегда тянутся к правдивому слову журналиста. Стоит вспомнить слова Джорджа Оруэлла: «Когда я сажусь писать, я не говорю себе: "Сейчас я создам шедевр!" Я пишу, потому что хочу изобличить ложь или привлечь внимание людей к какому-то факту. Главное для меня - быть услышанным».
Разве кто-то может быть против этих слов?!
| |