|
Один из самых масштабных и ожидаемых проектов сезона представляет в четверг, 14 октября, Государственная Третьяковская галерея (ГТГ). Здесь открывается грандиозная выставка, посвященная 150-летию со дня рождения великого русского художника Исаака Ильича Левитана (1860-1900 гг.).
Сама юбилейная дата пришлась еще на 30 августа, но тогда далеко не все шедевры мастера были готовы к тому, чтобы во всей красе предстать перед зрителями. Над многими полотнами кропотливо трудились реставраторы, возвращая им первозданный лоск. Обновления потребовали, к примеру, хорошо знакомые еще по иллюстрациям в школьных учебниках «Золотая осень», «Вечерний звон», «Над вечным покоем», без которых юбилейная экспозиция была бы просто невозможна.
«Картинам Левитана более 100 лет. Они хорошо сохранились, но слои краски кое-где расслаиваются, и в некоторых местах был виден холст», - пояснила причину необходимости проведения реставрации хранитель живописи Левитана Любовь Захаренкова. - Левитан мог написать картину, поставить ее к стенке и забыть о ней. Потом он вновь возвращался к полотну и переписывал его. Однажды ученики художника увидели, как тот сдирал краску наждаком".
Хранитель напомнила, что последняя монографическая выставка живописца прошла в Третьяковской галерее 50 лет назад, и вот теперь, спустя полвека, зрителям предстоит оценить уникальную экспозицию, включившую около 300 картин, этюдов, пастелей, акварелей и рисунков Левитана из 17 музеев России и зарубежных стран.
Разумеется, больше всего здесь работ из собрания Третьяковки. Основу богатейшей левитановской коллекции заложил сам Павел Третьяков , когда в 1880 году приобрел у девятнадцатилетнего живописца пейзаж «Осенний день. Сокольники». С тех пор собиратель внимательно следил за творчеством талантливого мастера и редкий год не покупал что-либо из вновь созданного им. Всего Третьяковым было приобретено более 20 полотен художника, принадлежащих к числу его лучших творений.
Впрочем, абсолютно все наследие гениального живописца доставляет истинное наслаждение, никого не оставляя равнодушным. Тем самым неизменно подтверждается правота слов Александра Бенуа, высказанных когда-то по поводу знаменитой левитановской «Тихой обители»: «Мало ли было написано и раньше монастырей при розовом утреннем или вечернем освещении? Мало ли прозрачных речек, березовых рощиц? Однако ясно было, что здесь Левитан сказал новое слово, и что отныне он должен быть одним из первых среди всех».
Юбилейная выставка выдающегося пейзажиста продлится в Третьяковке до 20 марта 2011 года, напоминает ИТАР-ТАСС.
| |